Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Деятельность правительства Грозы

Страны в истории > Румыния

Приход к власти демократического правительства во главе с Пет-
ру Грозой отражал качественные изменения в расстановке клас-
совых и политических сил. Правительство по своему составу и
программе имело революционно-демократический характер. Зна-
чительно возросла роль и влияние КПР как в кабинете, так и во
всей общественно-политической жизни. Несмотря на то что наи-
более реакционные круги буржуазии были отстранены от власти,
лидер либеральной ее части Г. Татареску занял посты вице-
премьера и министра иностранных дел, а его сторонники возгла-
вили министерства финансов и экономики. Буржуазия еще со-
храняла определенное политическое влияние, она занимала гос-
подствующие позиции в экономике, в государственном аппарате.
В этих условиях был чрезвычайно важным тот факт, что прави-
тельство являлось коалицией демократических сил, заинтересо-
ванных в окончательном разгроме гитлеризма, ликвидации остат-
ков фашизма внутри страны, восстановлении экономпкп и демо-
кратических преобразованиях в государственном аппарате.
Действовало оно на основе программы НДФ. На заседаниях На-
ционального совета НДФ обсуждались законопроекты и решения,
важнейшие вопросы экономического и политического развития
страны, прежде чем они выносились на рассмотрение совета
министров. Закрепился курс на союз и сотрудничество с Совет-
ским Союзом.
Привлечение к сотрудничеству с НДФ группировок, отколов-
шихся от «исторических» партий, воспрепятствовало объедине-
нию сил буржуазии в единый реакционный фронт.
Правительству П. Грозы пришлось действовать в условиях хо-
зяйственной разрухи, саботажа со стороны большей части бур-
жуазии, низкого жизненного уровня населения, угрозы голода и
разгула спекуляции. Уровень промышленного производства был
намного ниже довоенного, а сельское хозяйство давало лишь
треть довоенного объема. По официальным данным, розничные
цены на предметы первой необходимости возросли с августа
1944 по февраль 1945 г. в 2,5 раза. Нехватка продуктов пита-
ния привела к катастрофическому росту цен на черном рынке.
1 кг хлеба стоил 800 лей, 1 кг мяса 4000 лей, а сахара
20 000 лей. Используя трудности, активизировались реакционные
и фашистские элементы.
С первых дней своего существования демократическое прави-
тельство приступило к реализации важных социально-экономиче-
ских преобразований. Но если в период до 6 марта 1945 г. ре-
волюционные преобразования в стране осуществлялись снизу,
в результате борьбы трудящихся под руководством рабочего
класса, то теперь они проводились правительством с использова-
нием государственных каналов и с опорой на массы. Уже 7 мар-
та 1945 г. на обсуждение совета министров были вынесены воп-
росы о принятии закона об аграрной реформе, о наведении
общественного порядка, принятии эффективных мер против спе-
куляции, ликвидации разрыва между ценами и заработной пла-
той рабочих и служащих, реорганизации государственного аппа-
рата, наказании военных преступников, обеспечении неуклонного
выполнения соглашения о перемирии, увеличении вклада Румы-
нии в войну с фашистской Германией и др.
На фронт были отправлены новые воинские части, улучши-
лось обеспечение армии, начали проводиться мероприятия по ее
демократизации и чистке от профашистских элементов. Под руко-
водством КПР по всей стране развернулось движение в помощь
фронту. В составе 2-го Украинского фронта румынские части
участвовали на заключительном этапе войны в борьбе против
фашистской Германии, в освобождении Венгрии и Чехословакии
и части Австрии. Так, на территории Венгрии вместе с 12 со-
ветскими армиями воевали 2 румынских и 1 болгарская армия,
а также югославская бригада.
Одним из первых актов демократического правительства яв-
лялось установление с согласия Советского Союза румынской ад-
министрации в Северной Трансильвании, что способствовало
росту авторитета правительства как внутри страны, так и на
международной арене. Важным мероприятием явилось принятие
закона об аграрной реформе, т. е. о придании законной формы
революционному процессу раздела помещичьих земель, развер-
нувшемуся снизу явочным путем еще до прихода к власти пра-
вительства П. Грозы. Принятый правительством закон об аграр-
ной реформе вопреки позиции буржуазных представителей носил
революционно-демократический характер. Крупная земельная
собственность (свыше 50 га) конфисковывалась и передавалась
на правах частной собственности в руки малоземельного и без-
земельного крестьянства. У помещиков было конфисковано
1468 тыс. га земли, из которых 1109 тыс. га было передано
крестьянам, а остальные перешли в руки государства. В собст-
венность государства поступили также принадлежавшие ранее
помещикам сельскохозяйственные машины: тракторы, молотилки,
косилки, комбайны и т. д. На этой основе были созданы машин-
но-прокатные пункты, помогавшие крестьянам в обработке зе-
мель. Осуществляли аграрную реформу крестьянские комитеты,
выбранные на сельских сходах из числа малоземельных кресть-
ян. Большую помощь оказывали крестьянам рабочие промышлен-
ных предприятий.
Проведение аграрной реформы имело огромные социально-по-
литические последствия: произошли радикальные перемены в аг-
рарных отношениях в Румынии, была ликвидирована крупная по-
мещичья собственность п, наконец, помещики перестали сущест-
вовать как класс. Наблюдалось расширение мелкой крестьянской
собственности, появилась прослойка «новых крестьян», бывших
батраков, получивших землю по аграрной реформе. Главным по-
литическим результатом реформы явилось укрепление союза ра-
бочего класса и трудящегося крестьянства, усиление доверия
деревни к рабочему классу и демократическому правительству,
поддержка ею коммунистической партии и «Фронта земле-
дельцев».
Правительство приняло меры по демократизации и реоргани-
зации системы управления. В конце марта 1945 г. были приняты
законы об изгнании из государственного аппарата фашистских
элементов, предании суду военных преступников. В 1946 г. гла-
вари военно-фашистской клики диктатор И. Антонеску, его за-
меститель М. Антонеску, военный министр К. Пантази, началь-
ник сигуранцы Е. Крнстеску предстали перед судом п были
приговорены к смертной казнп. Ряд фашистских деятелей были
приговорены к пожизненному тюремному заключению. Бросая
вызов общественному мнению, вызванный на суд в качестве сви-
детеля лидер национал-царанистской партии Ю. Маниу пожал
руку преступнику И. Антонеску.
Демократическое правительство энергично пресекало саботаж
и спекуляцию, постепенно вводило государственный контроль над
производством, снабжением предприятий сырьем и распределе-
нием производимых товаров, ценами и заработной платой, упо-
рядочивало снабжение населения продовольствием п товарами
первой необходимости.
В осуществлении широкой программы социально-экономиче-
ских и политических мероприятий КПР добивалась консолидации
сил рабочего класса, обеспечения его совместных действий.
Следует, отметиа*, что в деле- сотрудничества, коммунистов ^
СДП существовали значительные трудности, вызванные как^объ-
ективпым процессом углубления революционных преобразований,
потребовавшим определения с четких классовых позиций-перс-
пектив революционного развития, так и раскольнической деятель-
ностью правого руководстваХДП. В то же время некоторые дея-
тели КПР не изжили левацкие сектантские взгляды, что'нрояв-
лялось в отрицательном отношении к социал-демократической
партии в целом.
Стремясь объединить широкие слои молодежи, заинтересован-
ные в решении задач общедемократического характера, КПР спо-
собствовала объединению различных слоев патриотической моло-
дежи. Летом 1945 г. был создан Союз прогрессивной молодежи,
одновременно был распущен румынский комсомол. Впоследствии
решение о роспуске КСМ и замене его Союзом прогрессивной мо-
лодежи КПР расценивала как ошибочное. Некоторое расширение
социальной базы молодежной организации было достигнуто ценой
утраты четкого классового характера организации как боевого по-
мощника КПР, как базы роста кадров коммунистов, в то время
как другие политические партии сохранили свои молодежные
организации.
Внутриполитическая ситуация в стране осложнялась и тем,
что юридически носителем верховной власти оставался король:
декреты правительства приобретали силу закона после его под-
писи. Экономические рычаги находились в руках капиталистов,
а интересы капитала в самом правительстве защищали сторонни-
ки либеральной группировки во главе с Г. Татареску. Лидеры
«исторических» партий сотрудничали с королем, создавая очаг
противодействия демократическому правительств

Назад к содержимому | Назад к главному меню