Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Провозглашение Румынской Народной Республики

Страны в истории > Румыния

Заключение мирного договора с Румынией обеспечило ей условия,
для самостоятельного развития по пути дальнейших революцион-
ных преобразований. Однако по мере углубления революционного
характера социально-экономических преобразований как внутри
правительственной коалиции, так и в парламенте все более выри-
совывались два политических лагеря, позиции которых определя-
лись антагонистическими классовыми интересами пролетариата и
его союзников, с одной стороны, и буржуазии с другой.
В январе 1947 г. КПР насчитывала уже 704 тыс. членов, в том
числе 46% рабочих и почти 35% крестьян. КПР стала мощной
социально-политической силой, способной осуществлять руководя-
щую роль в обществе.
Опираясь на рабочий класс, коммунистическая партия, пред-,
ставитель которой, Г. Георгиу-Деж, возглавлял министерство на-
циональной экономики, выступила инициатором прямого ограни-
чения капиталистических отношений. В апреле 1947 г. министер-
ство было преобразовано в министерство промышленности и
торговли, а его функции существенно расширены. Оно осуществ-
ляло руководство и контроль со стороны государства над произ-
водством, распределением сырья, кредитов, установлением цен,
внешней и внутренней торговлей. В мае 1947 г. были образованы
промышленные управления, создана новая структура хозяйствен-
ных связей, значительно расширены возможности для прямого
вмешательства государства в деятельность частнокапиталистиче-
ских предприятий. 15 июня 1947 г. парламент принял закон о все-
общем экономическом контроле и создании специальной органи-
зации Государственного экономического контроля, полномочия
которого распространялись на промышленность, транспорт, бан-
ки, внешнюю и внутреннюю торговлю. Все эти меры означали
вторжение в сферу капиталистического производства, носили уже
антикапиталистический характер, хотя на данном этапе непо-
средственная цель пх проведения состояла в борьбе против сабо-
тажа и спекуляции, в восстановлении экономики страны.
В области сельского хозяйства был также осуществлен ряд
мероприятий антикапиталистического характера: введены ограни-
чения на свободную куплю-продажу земли, что мешало концен-
трации земли в крупных хозяйствах; возвращены трудящемуся
крестьянству земли, захваченные у нпх кулачеством во время за-
сухи; отменена дижма (десятина, превратившаяся в издольщи-
ну); введен прогрессивный сельскохозяйственный налог и обяза-
тельные поставки, значительная часть которых легла на кулат
чество.
Противоречия, назревшие в правительственном блоке, давно
достигли кульминации. Перед коммунистической партией встала
задача укрепления блока демократических сил как в правитель-
стве и парламенте, так и в массовых организациях трудящихся.
Политике,блока левых сил под руководством КПР противостояла
либеральная буржуазия во главе с Г. Татареску. Сторонники
Г. Татареску мечтали установить свой контроль в правлении
перешедшего в руки государства Национального банка. Это им
не удалось. В правление банка вошли представители всех партий
БДП, так что сторонники Г. Татареску не имели в нем большин-
ства. Национальный банк был наделен контрольными функциями
над всеми общественными и частными банками и кредитными
учреждениями, т. е., по сути, стал осуществлять контроль над
всей банковской системой страны.
Опасаясь все более усиливающихся антикапиталистических
тенденций в деятельности правительства, используя колебания и
непоследовательность определенных мелкобуржуазных слоев, что
сказывалось на позиции отдельных партий и организаций, вхо-
дивших в БДП, буржуазия, группировавшаяся вокруг Г. Тата-
реску, перешла к открытой оппозиции.
Столкновение классовых интересов внутри БДП было настоль-
ко сильным, что Политический совет БДП после непродолжи-
тельной деятельности фактически перестал функционировать.
24 мая 1947 г. Г. Татареску направил королю, членам прави-
тельства и руководителям партий, входивших в БДП, а также
американским и английским представителям, меморандум, в ко-
тором выступил против основных направлений деятельности ка-
бинета П. Грозы. Он критиковал правительство за вмешательст-
во в хозяйственную жизнь, что будто бы создавало «атмосферу
неуверенности», утверждал, что «против правительства поднима-
ется растущая волна недовольства», давал извращенную оценку
советско-румынских отношений, требовал отказа от «односторон-
ней ориентации» и поворота в сторону западных империалисти-
ческих держав. Это был призыв к румынской реакции и западным
державам низвергнуть демократическое правительство. С этого
времени Г. Татареску и его сторонники перешли в лагерь реак-
ции.
К лету 1947 г. произошла новая перегруппировка политиче-
ских и социальных сил. В СДП шел сложный процесс размеже-
вания, масса ее членов переходила на марксистско-ленинские по-
зиции, правые элементы изгонялись из партии. На съезде СДП
в сентябре 1947 г. настоятельно прозвучал призыв к созданию
единой рабочей партии. Выборы в руководящие органы профсою-
зов показали, что коммунистическая партия оказывает решающее
влияние на рабочее движение (65% в руководстве профсоюзами
заняли коммунисты).
Из руководящих органов «Фронта земледельцев» и других де-
мократических организаций устранялись правые, представители
эксплуататорских классов, росло влияние на эти организации
коммунистической партии, укрепились союзнические отношения.
«Фронт земледельцев» из организации всего крестьянства превра-
щался все более в организацию трудящегося крестьянства. Союз
венгерских трудящихся и национально-народная партия все бо-
лее становились политическими организациями трудящихся масс.
Экономическое положение в стране и в 1947 г. оставалось тя-
желым. Бедствия народа были связаны с двухлетней засухой и
саботажем капиталистов. Норма черного хлеба на человека со-
ставляла 300 г. Более 6 тыс. предприятий бездействовали. Сабо-
таж промышленников принимал все большие размеры.
КПР выступила с программой дальнейшего развития эконо-
мики, улучшения экономического и финансового положения стра-
ны. В июне 1947 г. она представила совету министров предло-
жения, предусматривавшие проведение денежной реформы, стаби-
лизацию валюты, рост промышленного производства, ликвидацию
дефицита государственного бюджета путем осуществления стро-
жайшего режима экономии в расходовании государственных
средств, снижение расходов на содержание государственного ап-
парата, усиление государственного и рабочего контроля над про-
изводством и распределением товаров с целью ликвидации сабо-
тажа и спекуляции. На их основе правительство развернуло
многогранную деятельность по осуществлению мероприятий в
интересах трудящихся, важнейшим из которых явилась денеж-
ная реформа, носившая ярко выраженный классовый характер.
Согласно закону от 15 августа 1947 г., 20 тыс. старых лей
обменивались на 1 новый. Рабочие могли обменять 3 млн лей на
человека, крестьяне 5 млн лей на главу семьи, промышлен-
ной и торговой буржуазии было разрешено обменять сумму, рав-
ную двухмесячной зарплате рабочих и служащих, занятых на их
предприятиях. В результате этого огромные суммы были блоки-
рованы в банках или аннулированы. Всего из 49 тыс. млрд лей,
находившихся в обращении, было обменено 28 тыс. млрд, или
57%. Денежная реформа нанесла серьезный удар по позициям
буржуазии. Широкий размах получили акции по борьбе со спе-
куляцией, по ликвидации черной биржи.
С одной стороны, все эти мероприятия были активно поддер-
жаны рабочим классом, трудящимся крестьянством, мелкой бур-
жуазией города, служащими, интеллигенцией. С другой стороны,
они натолкнулись на ожесточенное сопротивление буржуазии,
в том числе и группировавшейся вокруг Г. Татареску. В ноябре
1947 г. представители НЛП решением парламента были выведены
из правительства. Министерство иностранных дел и министерст-
во финансов перешли в руки коммунистов. Расширили своп по-
зиции в правительстве СДП и «Фронт земледельцев». Монархия
теряла социальную опору, превратилась в тормоз дальнейшего
развития страны по пути народной демократии. Налицо было яв-
ное несоответствие между устаревшей формой государственного
правления и характером народно-демократического строя.
Сознавая все большую политическую изоляцию монархии
внутри страны, король Михай попытался заручиться поддержкой
западных империалистических кругов. С этой целью во время по-
сещения Великобритании в ноябредекабре 1947 г. он провел
консультации с политическими деятелями этой страны и США,
а также румынскими эмигрантами. В итоге король получил про-
тиворечивые советы.
У. Черчилль и министр иностранных дел Англии Э. Бевин
считали, что король должен возвратиться в страну и использо-
вать все возможности, для того, чтобы воспрепятствовать усиле-
нию коммунистов. Представители США и румынские эмигрант-
ские круги склоняли Михая остаться в Англии, объявить отстав-
ку кабинету П. Грозы и сформировать правительство за грани-
цей. Михай вернулся в Румынию в надежде дождаться прямого
вмешательства империалистов во внутренние дела Румынии.
За три дня до прибытия короля в Бухарест, 24 декабря
1947 г., военное министерство перешло в руки коммунистов.
30 декабря 1947 г. глава правительства П. Гроза и Генеральный
секретарь Коммунистической партии Румынии Г. Георгиу-Деж
на аудиенции у короля предложили ему подписать акт об отре-
чении. На случай возможных провокаций были приведены в бое-
вую готовность специальные воинские подразделения, прежде все-
го из дивизии Тудора Владимиреску, усилена охрана важнейших
государственных и правительственных учреждений и объектов
стратегического назначения отрядами рабочих и патриотических
сил, заменена королевская охрана и блокирован дворец. Попытка
Михая оказать сопротивление оказалась безуспешной. Реакции
не удалось организовать выступления в поддержку монархии.
Прошедшие в этот день в Бухаресте многолюдные демонстрации
трудящихся требовали упразднения монархии. В 3 часа дня
30 декабря 1947 г. король отрекся от престола и ему было раз-
решено выехать за границу. Вечером того же дня состоялось
заседание парламента, на котором депутаты единогласно прого-
лосовали за ликвидацию монархии и провозглашение Румынии
народной республикой.

Назад к содержимому | Назад к главному меню