Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Политическое развитие

Страны в истории > Румыния

Ликвидация в Румынии монархии, взятие всей полноты власти
рабочим классом и его союзниками открыли новый этап рево-
люционных преобразований в стране строительство социалисти-
ческого общества. Диктатура пролетариата была установлена в
Румынии не в результате единовременного акта, а в процессе
постепенного перехода всей власти в руки рабочего класса в сою-
зе с трудящимися слоями населения, превращения рабочего клас-
са в господствующий, а коммунистической партии в руководя-
щую силу общественного развития. Реакционным силам внутри
страны и их западным покровителям не удалось развязать в стра-
не гражданскую войну.
Слом старой государственной машины произошел не сразу;
этот процесс развивался в сравнительно мирных формах, что
дает основание говорить о мирном пути перехода румынского
народа к строительству социализма. Важнейшим фактором, позво-
лившим осуществить его, явилось коренное изменение соотноше-
ния политических сил после второй мировой войны, разгром фа-
шизма и освобождение стран Центральной и Юго-Восточной
Европы Советской Армией, колоссальное воздействие на между-
народные отношения мощной социалистической державы
Советского Союза. СССР явился прочной опорой для демократиче-
ских сил Румынии в их борьбе с натиском международного им-
периализма, в защиту революционных завоеваний.
Румынская Народная Республика (PHP) родилась под ветра-
ми «холодной войны». Премьер-министр П. Гроза в своем ново-
годнем послании румынскому народу писал: «Мы вступаем в
1948 г. в момент обострения борьбы между прогрессивными си-
лами демократии и мира п империалистическими силами, желаю-
щими бросить народы в новую империалистическую войну...»
Однако, как ни сложны были международные условия, народ
Румынии приступал к строительству социализма не в одиночку.
Экономическое и политическое влияние Советского Союза яви-
лось для него надежным гарантом мирного строительства нового
общества. Румынский народ опирался на богатый опыт социали-
стических преобразований в СССР, тесное экономическое и поли-
тическое сотрудничество с Советским Союзом и другими стра-
нами народной демократии.
4 февраля 1948 г. в Москве между правительствами СССР и
PHP был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаим-
ной помощи сроком на 20 лет, который закрепил дружественные
отношения между двумя странами на основе принципов взаим-
ного уважения, признания независимости и суверенитета госу-
дарств. Этот договор предусматривал углубление и расширение
экономических, политических и культурных связей. Обе догова-
ривающиеся стороны обязывались предпринимать «все завися-
щие от них меры вплоть до оказания военной помощи для устра-
нения любой угрозы повторения агрессии...».
В июне 1948 г. Советское правительство приняло решение о
снижении на 50% оставшейся суммы репарационных платежей.
Заметим, что в 1945 г. они уже были снижены на треть. В 1948
1949 гг. PHP заключила договоры о дружбе, сотрудничестве и
взаимной помощи со вступившими на путь социалистического
строительства странами Центральной и Юго-Восточной Европы:
Югославией (19 декабря 1947 г.), Болгарией (16 января 1948 г.),
Венгрией (24 января 1948 г.), Чехословакией (21 июля 1948 г.),
закрепивших новые принципы международных отношений.
Между СССР, Румынией и другими социалистическими стра-
нами, между их правящими коммунистическими партиями стали
складываться отношения нового типа, прочные товарищеские
отношения, базирующиеся на принципах пролетарского интерна-
ционализма, единстве идеологии, общности интересов в осуществ-
лении главной цели построения социализма и утверждения по-
литики мира и созидания. PHP приняла активное участие в
создании в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи, основ-
ной целью которого являлось развитие и совершенствование эко-
номического и научно-технического сотрудничества между социа-
листическими странами, обмен хозяйственным опытом, оказание
друг другу помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудо-
ванием и т. д.
Существенным условием обеспечения руководящей роли рабо-
чего класса и его авангарда, марксистско-ленинской партии,
являлось окончательное преодоление раскола в рабочем движе-
нии Румынии и создание единой партии рабочего класса, дело,
за которое коммунистическая партия вела длительную и упор-
ную борьбу и которое увенчалось успехом в феврале 1948 г.
21 февраля 1948 г. в Бухаресте открылся объединенный съезд
коммунистической и социал-демократической партий. Съезду пред-
шествовала большая идеологическая и организационная работа.
В ноябре 1947 г. на совместном заседании Центральных Комите-
тов КПР и СДП была выработана платформа единой рабочей пар-
тии, основанная на принципах марксизма-ленинизма. По всей
стране прошли собрания организаций обеих партий с обсужде-
нием важнейших теоретических, идеологических и организацион-
ных вопросов. Были избраны делегаты на объединенный съезд.
Работой руководила Центральная организационная комиссия, со-
зданная из представителей Центральных Комитетов обеих пар-
тий. За годы, прошедшие со времени выхода коммунистической
партии из подполья, она превратилась в массовую и насчитывала
806 тыс. членов, а социал-демократическая объединяла 132 тыс.
человек.
Быстрый рост компартии способствовал расширению ее влия-
ния на различные слои населения. Вместе с тем это имело и не-
гативные последствия, поскольку в коммунистическую партию на-
ряду с передовыми представителями рабочего класса, трудящего-
ся крестьянства и демократической интеллигенции вступило
немало мелкобуржуазных элементов и случайных лиц. Объедине-
ние с СДП, отражавшее объективную закономерность установле-
ния партийно-политического единства рабочего класса, бесспорно
имело весьма важное значение. Вместе с тем оно привело к уси-
лению в партии мелкобуржуазной прослойки. Так, если в мае
1945 г. рабочие составляли 57% членов партии, а накануне объ-
единения с СДП 42%, то после объединения 39 %. В резуль-
тате произошло некоторое снижение идейно-теоретического уров-
ня партийных кадров, была создана определенная почва для про-
явления таких чуждых марксизму-ленинизму явлений, как дог-
матизм, реформизм, мелкобуржуазные воззрения и пережитки,
национальный эгоизм и буржуазный национализм, что отмечалось
в партийных документах.
С докладом на объединительном съезде выступил Генераль-
ный секретарь КПР Г. Георгиу-Деж. Он подвел итоги развития
Румынии за годы народно-демократической революции и уделил
особое внимание задачам, вставшим перед народом в связи с пе-
реходом к строительству в стране социализма. Переход полити-
ческой власти в руки рабочего класса, как подчеркивал Г. Геор-
гиу-Деж, явился лишь началом социалистической революции.
В области экономического развития была подтверждена страте-
гическая линия на превращение Румынии из отсталой аграрной
страны в индустриально-аграрное государство. Ближайшими за-
дачами партии являлось восстановление и развитие националь-
ной экономики, наращивание производства, укрепление дисцип-
лины труда, повышение жизненного уровня. На съезде из такти-
ческих соображений открыто не говорилось о национализации
основных средств производства как ближайшей цели, но приво-
дились слова Ф. Энгельса об исторической миссии пролетариа-
та овладеть крупной капиталистической собственностью. Под-
черкивая важность поддержки трудящегося крестьянства, раз-
вития государственного сектора в сельском хозяйстве и
различных видов сельской кооперации, съезд не выдвинул в тот
момент задачу непосредственного перехода к социалистическому
преобразованию сельского хозяйства.
В области политической выдвигалась задача создания и ук-
репления нового блока широких политических сил Фронта на-
родной демократии (ФНД). Большое внимание уделялось прове-
дению реформы государственного аппарата и системы обра-
зования, принятию новой, республиканской конституции,
отражающей задачи переходного периода от капитализма к со^
циализму. Особое место отводилось расширению дружественных
отношений с Советским Союзом для укрепления политической и
экономической независимости Румынии.
Образование единой Румынской рабочей партии (РРП) обес-
печило рабочему классу Румынии авангардную роль в руковод-
стве делом построения социализма в стране. Съезд принял Устав
и избрал Центральный Комитет. Генеральным секретарем стал
Г. Георгиу-Деж.
Для улучшения социального состава объединенной партии и
повышения ее роли в жизни страны в 19481950 гг. были про-
ведены проверки и чистки рядов партии. На государственную и
партийную работу было выдвинуто более 40 тыс. членов партии,
в основном из рядов рабочего класса. В то же время имели место
нарушения законности, необоснованные выпады и респрессии
против части руководящих членов партии, в частности видного
деятеля революционного движения Румынии Л. Патрашкану, что
впоследствии РКП решительно осудила.
Перед РРП встала задача применения общих закономерностей
социалистического строительства, подтвержденных практикой
строительства социализма в СССР, в условиях специфических на-
циональных особенностей исторического, социально-экономическо-
го и культурного развития страны, соотношения классовых сил,
реальной внутренней и внешнеполитической ситуации. Нужно
было ликвидировать экономическую отсталость Румынии, негра-
мотность огромной массы населения, решать задачи государствен-
ного и культурного строительства, воспитать социалистическое
сознание, чувство пролетарского интернационализма, преодолеть
наследие проводившейся реакционными кругами буржуазно-по-
мещичьей Румынии антикоммунистической и антисоветской про-
паганды и все это при наличии в социальной структуре страны
довольно многочисленных выходцев из среды крупного и средне-
го капитала, значительных мелкобуржуазных прослоек населе-
ния и связанных с ними различного рода мелкобуржуазных пред-
рассудков.
Важным событием 1948 г. являлось проведение 28 марта выбо-
ров в Великое национальное собрание (ВНС), высший орган го-
сударственной власти. В целях обеспечения политического един-
ства трудящихся 27 февраля был создан Фронт народной демо-
кратии (ФНД), куда вошли Румынская рабочая партия, «Фронт
земледельцев», Союзх венгерских трудящихся в Румынии
(МАДОС) и другие дешжратические организации и партии, сто-
явшие на платформе построения социалистического общества.
Выборы увенчались полной, его победой: за кандидатов фронта
проголосовало 93% избирателей, он получил 405 из 414 мест,
группировка национал-либеральной партии под руководством
П. Бежана семь, Крестьянсро-демократическая (Н. Лупу) два
(обе эти группы, не имея массовой базы, распались во второй
половине 1948 г.).
6 апреля 1948 г. состо^шиь торжественное открытие Велико-
го национального собрания; Был избран президиум во главе с
К. И. Пархоном. Собрание являлось подлинным органом народо-
властия. Его депутатами были рабочие, трудящиеся крестьяне,
представители демократической интеллигенции, члены РРП, мас-
совых общественных организаций и беспартийные. ВНС утверди-
ло состав правительства, которое возглавил Петру Гроза.
13 апреля Великое национальное собрание приняло первую
Конституцию Румынской Народной Республики, закрепившую ре-
волюционные завоевания народа, установление политической
власти трудящихся во главе с рабочим классом. «Вся государст-
венная власть в PHP, подчеркивалось в конституции, исходит
от народа и принадлежит народу». «Труд,говорилось в ст. 12
Конституции, является основным фактором в экономике государ-
ства, обязанностью каждого гражданина. Государство оказывает
поддержку всем трудящимся с целью защиты их от эксплуатации
и повышения их жизненного уровня». Эти конституционные по-
ложения открывали возможность осуществления мер по ограни-
чению и ликвидации в конечном итоге эксплуатации человека
человеком. Конституция гарантировала основные демократиче-
ские права и свободы граждан. Предусматривалось лишение из-
бирательного права эксплуататорских и враждебных элементов,
противодействующих построению социалистического общества.
Отражая реальные условия, Конституция констатировала на-
личие в экономике Румынии трех основных секторов: государст-
венного, мелкотоварного и частнокапиталистического. Вместе с
тем в Конституции указывалось, что государство поддерживает
только такое частное предпринимательство, которое поставлено
на службу общества, и что в его интересах крупная частная соб-
ственность может быть передана государству, т. е. устанавлива-
лась правовая основа для проведения национализации основных
средств производства. Недра земли, воды, источники энергии,
пути сообщения, Национальный банк по конституции являлись
государственной собственностью.
До середины 1948 г. государственному сектору принадлежали
железнодорожный транспорт и 1186 промышленных предприятий,
в том числе (по числу занятых) .41% в металлообработке, 35% в
металлургии, 25% в электротехнике, 22% в деревообработке.
Предусматривалась монополия внешней торговли и монополия го-
сударства на целый ряд предметов внутреннего товарооборота:
табак, спички, соль, алкогольные напитки и т. д. «Земля при-
надлежит тем, кто ее обрабатывает, было записано в ст. 9 Кон-
ституции. Государство охраняет трудовую крестьянскую соб-
ственность н поддерживает развитие сельской кооперации».
В мае 1948 г. в собственность государства перешли земельные
владения (15 тыс. га пахотных угодий и около 136 тыс. га ле-
сов) и другое недвижимое имущество королевской семьи, а в мар-
те 1949 г. все помещичьи земли, которые сохранились после
1945 г. в качестве «образцовых ферм». В 1950 г. ВНС приняло
закон об аннулировании задолженности крестьянства государст-
ву за землю, полученную по аграрной реформе.
В соответствии с конституцией в течение 1948 г. были реор-
ганизованы центральные органы власти и управления, образо-
ваны Государственный плановый комитет, Комиссия государст-
венного контроля, проведена судебная реформа, создана милиция
и Комитет госбезопасности. Школа была отделена от церкви,
создана единая система образования, введено не формальное, а обя-
зательное начальное образование, организован специальный ма-
териальный фонд для детей рабочих и крестьян, обучающихся
в вузах, введена система образования без отрыва от производст-
ва, образована сеть кружков и курсов по ликвидации неграмотно-
сти, охватившая уже в 1949 г. около 400 тыс. человек. По
декрету от 3 августа 1948 г., национальным меньшинствам, про-
живающим в Румынии, предоставлялось право обучения и судо-
производства на родном языке.
В июле 1950 г. было введено новое административно-терри-
ториальное районирование, по которому вместо 58 уездов страна
была разбита на 28 областей, включая Венгерскую автономную
область, 177 районов и 4052 коммуны. 3 декабря 1950 г. состоя-
лись выборы в народные советы, местные органы государственной
власти. Кандидатами в народные советы были выдвинуты пред-
ставители трудящихся: рабочие, крестьяне, интеллигенция. Вы-
боры имели огромное политическое значение. В них участвовало
более 10 млн человек, 96,3% которых голосовали за кандидатов
Фронта народной демократии.

Назад к содержимому | Назад к главному меню