Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Первые успехи и трудности

Страны в истории > Румыния

Переход командных высот в экономике в руки государства по-
зволил перейти к плановому ведению народного хозяйства, ко-
торое первоначально осуществлялось на основе годичных планов
на 1949 и 1950 гг. Они предусматривали ускорение развития про-
мышленности, прежде всего тяжелой, переход к социалистиче-
ской индустриализации страны. Капиталовложения в тяжелую
промышленность составляли 36,8% от общих капиталовложений
в народное хозяйство, а в ходе выполнения планов они были уве-
личены еще на 22 %.
Вполне естественным было стремление быстро преодолеть от-
сталость, изменить традиционную, преимущественно аграрную,
структуру страны, создать в исторически короткие сроки мате-
риально-техническую базу социализма. Залечивая раны, нане-
сенные войной, разрухой, саботажем, промышленность пошла в
гору. План на 1949 г. был выполнен на 108%, в 1950 г.
на 104%, валовой объем промышленной продукции превзошел до-
военный уровень. В 1950 г. вступили в строй электростанция
в Овидиу, четыре мартеновские печи, прокатный стан в Кымппя
Турзий, станкостроительный завод в Араде, начался выпуск
тракторов. Большой размах получило социалистическое соревно-
вание, поставившее на службу социализма творческую инициати-
ву трудящихся. Получил распространение метод добровольной
народной стройки, инициатором которого выступил Союз трудя-
щейся молодежи.
Поставки сырья, материалов и оборудования из СССР, техни-
ческой документации значительно ускорили темпы социалисти-
ческого строительства, облегчили преодоление трудностей, связан-
ных с перенапряжением внутренних ресурсов. В 1948 г. для ус-
корения развития румынской промышленности Советский Союз
предоставил Румынии кредит.
В феврале 1950 г. между СССР и Румынией был заключен до-
говор о научно-техническом сотрудничестве, на основе которого
стали осуществляться обмен документацией, а также поставки в
PHP советского комплектного оборудования. СССР оказал техни-
ческое содействие в строительстве ряда крупных объектов румын-
ской промышленности. Благодаря советской помощи, как указы-
валось в манифесте Фронта народной демократии Румынии от
30 декабря 1952 г., «мы можем производить в нашей стране необ-
ходимое нефтеоборудование, шарикоподшипники, машины и ус-
тановки, которые никогда не производили». В августе 1951 г.
между " СССР и Румынией было подписано торговое соглашение
сроком на пять лет. Оно предусматривало увеличение среднегодо-
вого товарооборота на 50% по сравнению с периодом 1948
1951 гг.
Участие Румынии в созданном в 1949 г. Совете Экономиче-
ской Взаимопомощи способствовало развитию и укреплению со-
трудничества с СССР и другими социалистическими странами.
На 1-й сессии СЭВ было принято решение о совместном строи-
тельстве моста «Дружбы и мира», крупнейшего транспортного
сооружения в Европе, который должен был связать Румынию и
Болгарию. В 1954 г. строительство моста было завершено.
Преодоление общей отсталости страны, низкого жизненного
уровня, технического несовершенства промышленности и ее не-
рационального территориального размещения, задача обеспечения
населения продовольствием при сохранении мелкокрестьянского
низкотоварного хозяйства все это порождало многочисленные
трудности. Вплоть до 1954 г. существовала карточная система
снабжения населения основными продуктами питания. Используя
трудности в снабжении, капиталистические элементы, особенно
кулачество, безудержно спекулировали на черном рынке, где
цены в 1951 гу возросли в 3 раза по сравнению с 1947 г. Валовое
производство сельскохозяйственной продукции оставалось ниже
довоенного (в 1950 г.74% от уровня 1938 г., а сбор зерновых
всего 64 % ). Несколько лучше было с животноводством; поголо-
вье скота в 1950 г. достигло уровня 1938 г. В сельском хозяйст-
ве сохранялась избыточная рабочая сила.
Интересы строительства социализма и повышения уровня
жизни властно требовали ликвидации диспропорции между фор-
мами собственности в городе и деревне, перевода сельского хо-
зяйства на социалистические рельсы.
В 1948 г. в Румынии было 3 млн крестьянских хозяйств, вла-
дения которых были разбиты на 20 млн земельных участков
(парцелл) в среднем по 0,68 га. Бедняцкие дворы составляли
57% от общего числа хозяйств, середняки треть крестьянских
хозяйств; они являлись собственниками около половины всей
крестьянской земли. Середняцкие хозяйства стали основными по-
ставщиками валовой и товарной продукции сельского хозяйства.
Бывшие батраки, наделенные землей по аграрной реформе, стра-
дали от нехватки инвентаря и рабочего скота.
Кулацкие хозяйства занимали сильные экономические пози-
ции. Составляя 5% всех крестьянских хозяйств, они владели пя-
той частью земли. На кулацкие хозяйства приходилось в 8 раз
больше виноградников, в 5 фруктовых садов, в 3 рабочего
скота, в 8 жаток, в 12 раз сеялок, чем на хозяйства трудя-
щегося крестьянства. Кулак сдавал в аренду рабочий скот и ин-
вентарь, ссужал крестьян на кабальных условиях деньгами, се-
менами, хлебом, перекупал у крестьян урожай и спекулировал
им. В разных формах продолжали существовать отработки кре-
стьян на земле кулака. Раздробленность сельскохозяйственного
производства, рутинная техника, низкая культура земледелия и
товарность мелких крестьянских хозяйств тормозили развитие
сельского хозяйства, ставили под угрозу снабжение городского
населения продуктами питания, а следовательно, и осуществле-
ние индустриализации.
Румынская рабочая партия в марте 1949 г. выдвинула план
социалистической перестройки сельского хозяйства путем созда-
ния и развития как государственного социалистического сектора
в сельском хозяйстве, так и главным образом производственного
кооперирования крестьянства.
«Наша политика по отношению к крестьянству должна быть
ясной,говорилось в резолюции мартовского (1949 г.) Пленума
ЦК РРП, мы опираемся на бедноту, крепим дружбу с серед-
няком, ведем непрерывную борьбу с кулачеством». Наряду с не-
обходимостью защиты крестьянских хозяйств от эксплуатации
кулачества и проведения политики его ограничения пленум вы-
двинул задачу создания условий для социалистического преобра-
зования сельского хозяйства и перехода к длительному процессу
производственного кооперирования крестьянских хозяйств. «До
тех пор пока мы не создадим технической базы и необходимых
кадров, пока не проведем основательной разъяснительной работы
в массах трудящегося крестьянства, чтобы оно добровольно пере-
шло к ведению коллективного хозяйства, было бы ошибочно и
даже вредно для дела переходить к сплошной коллективиза-
ции»,говорилось в докладе Г. Георгиу-Дежа на пленуме. Обра-
щалось внимание на значение различных форм трудовых объеди-
нений крестьянства: трудовой взаимопомощи крестьян, товари-
ществ по совместной обработке земли, разного рода низших ти-
пов производственного кооператива, которые в конкретно-истори-
ческих условиях развития сельского хозяйства Румынии, где про-
изводственное кооперирование протека.ло без предварительной на-
ционализации земли, являлись бы промежуточной формой, сту-
пенью перехода к общественному коллективному хозяйству,
поскольку здесь могла быть сведена в общий массив для совмест-
ной обработки лишь часть принадлежавшей крестьянину земли,
а основной сельскохозяйственный инвентарь и рабочий скот ос-
тавались бы в частной собственности. Однако основной формой
производственного кооперирования считались не эти формы объ-
единения, а коллективные хозяйства. В работе среди крестьян-
ства РРП широко популяризировала опыт лучших советских кол-
хозов. В селах действовало также около 8 тыс. кружков Общест-
ва румынско-советской дружбы.
В июле 1949 г. были образованы первые пять коллективных
хозяйств, а до конца года 56. В канун 1950 г. они объединяли
всего 0,1%. сельскохозяйственной площади, а по социальному со-
ставу подавляющую часть их членов составляли бедняки и так
называемые новоземельцы, т. е. крестьяне, получившие землю по
аграрной реформе, но страдавшие из-за нехватки инвентаря и
рабочего скота. Государство оказывало всестороннюю помощь
первым коллективистам ссудами, семенами, кредитами, кадрами
специалистов, техникой из МТС, созданных в 1948 г. Весной
1950 г. было создано еще 120 коллективных сельских хозяйств.
Вскоре после этого был взят курс на успление темпов производ-
ственного кооперирования, что на практике привело к форсирова-
нию коллективизации на местах и нарушению принципов добро-
вольности. К концу 1950 г. было создано 1027 коллективных хо-
зяйств, объединивших 67 тыс. крестьянских семей и 289 тыс. га
земли, что составляло 2,6% сельскохозяйственной площади.
В 19491950 гг. в большинстве хозяйств удалось несколько под-
нять урожайность зерновых культур, однако в 1951 г. 100 хо-
зяйств получили урожай ниже, чем крестьяне-единоличники.
Коллективные сельские хозяйства в первые годы своего
существования столкнулись с целым рядом объективных трудно-
стей: не было опыта в организации работ, не хватало семян,
транспорта, хозяйственных построек, стройматериалов, квалифи-
цированных кадров, навыков коллективной работы и распреде-
ления доходов по труду.

Назад к содержимому | Назад к главному меню