Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Первая пятилетка

Страны в истории > Румыния

В конце 1950 г. был выработан первый пятилетний план на
19511955 гг. и генеральный план электрификации страны, рас-
считанный на 10 лет. Республика приступила к развернутому
строительству социализма. Основной задачей первой пятилетки
являлась индустриализация страны. Предусматривалось увеличе-
ние общего объема промышленного производства более чем в
2 раза. Преимущество отдавалось развитию отраслей тяжелой
промышленности металлургической, энергетической, нефтяной,
химической, машиностроению и т. д. В соответствии с этим на-
мечалось распределить более половины (57,7%) всех капитало-
вложений в промышленность. Большое внимание уделялось про-
изводству новых видов промышленной продукции, таких, как
нефтеоборудование, паро- и гидротурбины, паровые котлы высо-
кого давления, скоростные токарные станки, ткацкие станки, трак-
торы, комбайны и т. д. Намечалось строительство химических
комбинатов. Генеральный план электрификации предусматривал
увеличение энергетических мощностей более чем в 4 раза, по-
скольку низкая энерговооруженность сдерживала развитие народ-
ного хозяйства. За десятилетие намечалось электрифицировать
более 2 тыс. сел (к 1951 г. из 13 тыс. сел электричеством поль-
зовались всего 450).
Впоследствии выяснилось, что план несколько переоценивал
реальные возможности, и задания первой пятилетки не были пол-
ностью выполнены. Капиталовложения в легкую промышленность
и сельское хозяйство предусматривались сравнительно низкими.
Такой курс привел к определенным диспропорциям в народном
хозяйстве и трудностям в социалистическом строительстве. Серь-
езный анализ возникших сложностей был сделан на Пленуме
ЦК РРП в августе 1953 г. В его решениях отмечалось, что в тя-
желую промышленность было направлено больше средств, чем
это позволяли ресурсы, а лозунг выполнения пятилетки в четы-
ре года не соответствовал реальным возможностям национальной
экономики. Итогом явилось отставание сельского хозяйства и
легкой промышленности, что, в свою очередь, не позволило обе-
спечить удовлетворительный рост уровня жизни трудящихся.
Трудности усугублялись также и тем, что в 1950 и 1952 гг.
были форсированы темпы создания коллективных сельских хо-
зяйств без достаточного учета материально-технических условий
для их организации и подготовленности крестьянства. Методы
убеждения в преимуществах общественного хозяйства порой
подменялись администрированием и нажимом. Не уделялось до-
статочного внимания созданию низших типов производственного
кооператива, более доступных и приемлемых на том этапе для
большинства крестьян, особенно середняков. В сентябре 1951 г.
ЦК РРП обратил внимание на необходимость организации сель-
скохозяйственных товариществ, в которых земля, оставаясь ин-
дивидуальной собственностью, обрабатывалась бы коллективно,
а распределение продукции велось в соответствии с количеством
земли и труда.
В постановлении ЦК РРП отмечалось, что сельскохозяйствен-
ные товарищества являются формой кооперирования сельскохо-
зяйственного производства. Земля, скот и средства производства
при этом не коллективизированы, а остаются собственностью
крестьянских товариществ, в которых крестьяне на основе лик-
видации межей объединяют мелкие участки земли с целью вне-
дрения агротехнических новшеств, использования тракторов и
сельскохозяйственных машин для повышения сельскохозяйствен-
ного производства.
ЦК РРП указывал на необходимость постоянной, терпеливой
работы по вовлечению села на путь кооперирования с учетом
конкретных местных условии каждой области, классовых отно-
шений, в частности маневров кулачества. Крестьянину требова-
лось время, чтобы убедиться на собственном опыте в преимущест-
вах коллективного труда. Для активизации политико-массовой
работы среди крестьянства в села направили 4 тыс. рабочих-ком-
мунистов. К концу 1952 г. в селах было создано 1834 товарище-
ства по совместной обработке земли. Линия партии на ограниче-
ние кулацкой эксплуатации в ряде случаев перерастала в ра-
скулачивание, иногда хозяйства середняков зачислялись в раз-
ряд кулацких. В деревне ощущалась социальная напряженность.
Классовая борьба принимала довольно острые формы. Кулаки,
действуя методами шантажа и угроз, пытались помешать вступ-
лению крестьянства в кооперативы, нападали на коллективистов,
устраивали поджоги, пытались спровоцировать недовольство
внутри кооперативов. Милиция, государственные и другие орга-
ны решительно действовали по пресечению антисоциалистических
действий кулачества. В 1951 г. кулаки были лишены избиратель-
ных прав.
Глубокие социально-экономические преобразования, происшед-
шие в Румынии в период с 1948 по 1952 г.: национализация ос-
новных средств производства, начавшееся кооперирование кресть-
янства, изменение в социально-классовой структуре нашли свое
отражение в новой Конституции PHP, принятой ВНС 27 сентября
1952 г. «Румынская Народная Республика, было записано в
ст. 1 Конституции, является государством трудящихся города и
деревни». Конституция законодательно закрепила руководство
Румынской рабочей партии во всех сферах жизнп общества, в ней
указывалось на ведущую роль социалистического сектора в эко-
номике страны. Конституция провозглашала п гарантировала ос-
новные права трудящихся: на труд, образование, отдых и т. д.
Она гарантировала также всем трудящимся независимо от их
национальности полное равноправие во всех областях хозяйст-
венной, политической и культурной жизни. На основе новой Кон-
ституции были проведены выборы в ВНС.
На выборах в Великое национальное собрание в ноябре 1952 г.
кандидаты Фронта народной демократии получили почти 99% го-
лосов. Это явилось ярким выражением одобрения трудящимися
политики социализма и мпра, проводимой РРП, правительством
Румынской Народной Республики. Председателем Президиума
Великого национального собрания был избран П. Гроза, а пост
Председателя Совета Министров заняли сначала Г. Георгиу-Деж
(2 июня 1952 3 октября 1955 г.), а позднее Киву Стойка (3 ок-
тября 1955 21 марта 1961 г.). После смерти П. Грозы в 1958 г.
Председателем Президиума ВНС был избран Ион Георге Mavpep
(1958-1961 гг.).
В 1955 г. румынский народ подвел итоги своей первой пяти-
летки. Было построепо около 100 новых промышленных пред-
приятий и почти 200 реконструированы и расширены. Две трети
потребностей в машинах и оборудовании страна стала покрывать
за счет собственного производства. В 1952 г. в уезде Констанца
вступила в строй теплоэлектроцентраль «Овпдиу-2», которая дала
электроэнергию г. Констанце. В уезде Дымбовицы было завер-
шено строительство электростанции Дойчешти, а в Биказе была
построена крупнейшая гидроэлектростанция им. В. И. Ленина.
Всего за годы пятилетки было возведено около 20 электростанций;
расход электроэнергии в расчете на одного рабочего за годы пя-
тилетки вырос в 1,5 раза. Вошли в строи крупные химические
предприятия (комбинаты в городах Виктория и Нэводари, фаб-
рика антибиотиков в Яссах), создапо п реорганизовано 16 пред-
приятий по выпуску сельскохозяйственной техники, включая
тракторы и комбайны. Была введена в строй крупная трикотаж-
ная фабрика в Бухаресте, новый цементный завод, железные до-
роги ЧернаЖиу, ОзанаКракэу. В столице был построен ста-
дион «23 августа», театр онеры и балета.
Были разведаны новые месторождения нефти в Олтении, Мол-
дове, Арджеше. На нефтепромыслах широко использовались опыт
советских нефтяников, разработанные ими методы бурения.
В 1955 г. было добыто 10,5 млн т нефти, 6 млн т угля, почти
400 тыс. т марганцевой руды и т. д. Страна превратилась в огром-
ную стройку. За пятилетку промышленное производство выросло
в целом в 2 раза, а продукция машиностроения в 2,8 раза.
Увеличился и выпуск продукции легкой промышленности. Произ-
водство тканей возросло в 3 раза, мясных консервов в 5, под-
солнечного масла в 3 раза.
В условиях первых лет строительства социализма, осложнен-
ных «холодной войной», необходимостью вырваться в кратчайшие
сроки из пут экономической отсталости и ускорить темпы инду-
стриализации, появилось стремление к самообеспечению, разви-
тию основных отраслей хозяйства. Тогда же наметились диспро-
порции между промышленностью и сельским хозяйством, тенден-
ции к распылению инвестиционных средств, что замедляло техни-
ческий прогресс. Преобладающими являлись экстенсивные формы
якономпческого развития. За период с 1951 по 1955 г. ряды рабо-
чего класса выросли на 745 тыс. человек. 300 тыс. женщин вклю-
чились в трудовую деятельность. К концу пятилетки было введе-
но обязательное семилетнее образование. Расширилась сеть учеб-
ных заведений. За период 19511955 гг. было подготовлено для
народного хозяйства 144 тыс. специалистов со средним и более
56 тыс. с высшим образованием. Создавались условия для получе-
ния специальности без отрыва от производства. Несмотря на это,
уровень квалификации рабочих во многих отраслях промышлен-
ности, особенно добывающей, отставал от требований техниче-
ского прогресса и отрицательно влиял на производительность
труда.
В результате индустриализации и электрификации менялся
облик наиболее экономически отсталых в прошлом областей стра-
ны: Олтении, Молдовы, Добруджи. Социалистический сектор за-
нял господствующие позиции в народном хозяйстве. К 1955 г.
он давал почти 100% промышленной продукции, на транспорте
он составля свыше 90%, в банковском и страховом деле 100%,
во внешней торговле 100% и более 80%во внутренней тор-
говле. Социалистический сектор формировал 62% национального
дохода, и в нем было занято 38,3% активного населения. В сель-
ском хозяйстве на долю социалистического сектора приходилось
35% земельных угодий и 26,5% пахотных площадей.
В сельском хозяйстве к концу 1955 г. было создано 2152 кол-
лективных сельских хозяйства и 4471 сельскохозяйственное това-
рищество, охватившее 382 тыс. крестьянских семей. Кроме того,
в стране существовало 3 тыс. крестьянских объединений по вы-
ращиванию технических культур, откорму скота и т. д., в кото-
рые входило около 80 тыс. дворов. В целом около 12% пахотных
площадей и 14% всех крестьянских дворов было охвачено раз-
личными видами сельскохозяйственной кооперации. 221 МТС на-
считывала к 1955 г. около 23 тыс. тракторов и 500 комбайнов.
После 1953 г. крестьянство, особенно середняки, стало отдавать
предпочтение сельскохозяйственным товариществам низшим
видам производственных кооперативов с сохранением част-
ной собственности на землю и сельскохозяйственные орудия.
В 1955 г. сельскохозяйственные товарищества охватывали боль-
шее число дворов, чем коллективные хозяйства, уступая им, од-
нако, в 2 раза по земельным угодьям, объединенным для общест-
венной обработки.
За годы первой пятилетки национальный доход вырос почти
вдвое. Реальная заработная плата рабочих и служащих возросла
на 28%, значительно увеличилось потребление мяса, жиров, са-
хара. Только в 1955 г. было проведено два снижения цен. Трудя-
щиеся получили целый ряд социальных льгот: оплачиваемые от-
пуска, бесплатное обучение в школах, пособие по многодетности.
Возросли ассигнования на социальное обеспечение, здравоохране-
ние, культурные мероприятия. С целью роста сельскохозяйствен-
ной продукции и материальной заинтересованности крестьянства
началось постепенное снижение сельскохозяйственного налога и
поставок, расширились контрактации и закупки некоторых сель-
скохозяйственных продуктов: мяса, технических культур и т. д.
Были увеличены кредиты производственным сельскохозяйствен-
ным кооперативам.
Укрепление позиций социализма внутри страны вело к росту
международного авторитета Румынии на международной арене.
Характеризуя внешнюю политику PHP, Конституция 1952 г.
гласила: «Внешняя политика Румынской Народной Республики
это политика защиты мира, дружбы и союза с СССР и странами
народной демократии, политика мира и дружбы со всеми миро-
любивыми народами». Объединенная мощь социалистических
стран помогала Румынии противостоять натиску империалистиче-
ских держав, укрепить свое внешнеполитическое положение.
В 1948 г. Румыния участвовала в Дунайской конференции и вме-
сте с другими прибрежными социалистическими государствами
дала отпор притязаниям империалистических держав подчинить
своему контролю судоходство по Дунаю. Правительство PHP ус-
пешно противостояло попыткам США вмешаться во внутренние
дела Румынии под предлогом мнимого «нарушения статей мир-
ного договора» и «соблюдения прав человека и основных свобод».
Правящие круги США и ряда государств Западной Европы про-
водили в отношении молодой Румынской Народной Республики
агрессивную политику экономического бойкота, политического
нажима и вмешательства во внутренние дела. Используя тогда
послушное им большинство в ООН, империалистические круги
препятствовали принятию Румынии в эту организацию. Совет-
ский Союз последовательно и настойчиво отстаивал законные
права румынского народа, и в декабре 1955 г. Румыния была
принята в ООН. В связи со все возраставшей опасностью войны,
созданием НАТО и возрождением империализма в ФРГ Румы-
ния вместе с другими социалистическими странами Европы под-
писала 14 мая 1955 г. в Варшаве Договор о дружбе, сотрудниче-
стве и взаимной помощи и приняла участие в создании Объеди-
ненного командования вооруженными силами стран участниц
Варшавского Договора для защиты революционных завоеваний
народов социалистических стран и отпора попыткам империали-
стов реставрировать в них капиталистический строй, разжечь по-
жар новой мировой войны.
Сотрудничество с СССР стало важным инструментом в созда-
нии материально-технической базы социализма в Румынии. СССР
неоднократно начиная с 1948 г. предоставлял Румынии кредиты
на выгодных условиях; по соглашениям о научно-техническом
сотрудничестве Советский Союз оказал содействие в переоснаще-
нии и строительстве целого ряда промышленных предприятий,
поставлял комплектное оборудование для крупных строек страны
(коксохимического завода в Хунедоаре, тракторного завода в
Брашове, шарикоподшипникового завода в Бырладе, трех марте-
новских печей, двух электропечей, оборудование для нефтепере-
рабатывающей промышленности и др.), передавал проекты на
строительство фабрик, заводов, электростанций. Из 20 электро-
станций, построенных в годы первой пятилетки, 10 были пол-
ностью или частично построены на советском оборудовании. По-
мощь СССР имела большое значение для создания электротехни-
ческой промышленности. Поставки сырья и материалов из Совет-
ского Союза создали прочную основу для успешного развития
румынской промышленности. За период 19501956 гг. в Румы-
нию было поставлено 2097 тыс. т кокса, 2785 тыс. т железной
руды, 1598 тыс. т стального проката, 70,1 тыс. т цветных метал-
лов, 219 тыс. т хлопка. В 1956 г. доля СССР в общем объеме
импорта стали и проката составляла 63%, цветных металлов
81, железной руды 85, кокса 57, хлопка 69%. Румыния,
в свою очередь, поставляла Советскому Союзу речные суда, то-
варные вагоны, нефтяное оборудование, станки, мебель, текстиль,
изделия легкой промышленности.
В экспорте Румынии доля СССР составляла (по стоимости в
рублях): машины, оборудование, запасные части 37%, нефте-
продукты 63, сельскохозяйственные продовольственные това-
ры25%. К 1956 г. объем торговли между обеими странами
увеличился по сравнению с 1948 г. более чем в 3 раза.
Советский Союз оказал Румынии большую помощь в подготов-
ке специалистов для народного хозяйства. Только в 19521957 гг.
советские вузы закончили более 2 тыс. румынских юношей и
девушек. В 19541956 гг. румынскому правительству была пере-
дана доля советского участия в смешанных советско-румынских
обществах (Совромах), которые, по словам газеты «Скынтейя»,
сыграли «положительную роль в деле восстановления и развития
народного хозяйства Румынской Народной Республики».
Тесные связи Румынии с Советским Союзом способствовали
укреплению сил социализма внутри страны, позиций страны на
международной арене. На митинге советско-румынской дружбы
в Москве в августе 1961 г. Г. Георгиу-Деж говорил о значении
советской помощи: «Нет такой единицы измерения, которая могла
бы взвесить значение того факта, что эта помощь постоянно была
направлена на решение ключевых задач создания нового строя,
на разрешение вопросов создания материально-технической базы
социализма, социалистической индустриализации, поднятия на-
шей страны до уровня передовых государств. Помощь, оказанная
Советским Союзом, является примером пролетарского интерна-
ционализма, блестящим образцом учения великого Ленина о роли
первого социалистического государства, об отношениях между го-
сударствами, в которых власть находится в руках трудящихся».
Большую роль в налаживании экономических и научно-техни-
ческих связей Румынии с братскими странами социализма сыгра-
ло ее участие в деятельности Совета Экономической Взаимопомо-
щи, давшего опыт равноправного сотрудничества большой груп-
пы государств, сочетания их национальных и интернациональных
интересов, осуществления на практике принципов социалистиче-
ского интернационализма. Использование преимуществ междуна-
родного социалистического разделения труда, объединение усилий
с братскими странами для решения наиболее сложных про-
блем национальной экономики явились важными факторами уско-
ренного развития народного хозяйства Румынии. В процессе эко-
номического сотрудничества, братской взаимопомощи стран
членов СЭВ были созданы благоприятные условия для преодоле-
ния экономической отсталости Румынии, создания материально-
технической базы социализма, технического прогресса, превраще-
ния Румынии из аграрного в аграрно-индустриальное государ-
ство.

Назад к содержимому | Назад к главному меню