Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Основные направления политического развития

Страны в истории > Румыния

Построение экономических основ социализма, утверждение со-
циалистического способа производства ознаменовали вступление
Румынии в новый важный период консолидации и совершенство-
вания социалистического строительства. Особенности нового эта-
па и основные направления дальнейшего развития страны были
определены на IV съезде Румынской рабочей партии, состояв-
шемся в июле 1965 г. Партия пришла к нему как представитель-
ный политический авангард общества число ее членов и канди-
датов превышало 1 млн 450 тыс. человек, в ней был пропорцио-
нально отражен и национальный состав населения: румыны со-
ставляли 87,3%, венгры 9,3, немцы, сербы 3,2% и др.
Съезд постановил вновь именовать партию коммунистической
и вести отсчет ее съездов от года создания партии, т. е. данный
съезд считать IX съездом Румынской коммунистической партии
(РКП).
В 1965 г. коммунистическая партия и народ Румынии понесли
тяжелую утрату. 19 марта умер Первый секретарь ЦК РРП и
председатель Государственного совета PHP Г. Георгиу-Деж, воз-
главлявший партию и государство почти два десятилетия после
войны. Личная судьба и деятельность Г. Георгиу-Дежа неотдели-
мы от важнейших этапов новейшей истории Румынии. Борьба на
баррикадах Гривицы против капиталистической эксплуатации и
наступавшего фашизма, участие в антифашистском сопротивлении
в годы войны и послевоенном возрождении новой, народно-демо-
кратической Румынии, индустриализация и коллективизация, раз-
витие социалистических преобразований в сфере культуры, нау-
ки это вехи биографии славного сына румынского рабочего
класса. Своей жизнью и деятельностью Г. Георгиу-Деж снискал
себе глубокое уважение в стране и за рубежом.
Мартовский Пленум ЦК РРП и последовавший в июле 1965 г.
IX съезд партии избрали на пост Первого секретаря ЦК партии
Николае Чаушеску, который проявил себя па ответственных уча-
стках комсомольской работы, партийной и государственной дея-
тельности.
В решениях IX съезда Румынской коммунистической партии
предстоящий период новой пятилетки был определен как этап
консолидации завоеваний социализма, основная социально-эконо-
мическая задача которого состояла в «дальнейшем развертыва-
нии па более высокой ступени процесса завершения социалисти-
ческого строительства во всех отраслях экономической, научной и
культурной деятельности». Съезд подчеркнул особо важное зна-
чение для выполнения народнохозяйственных планов Румынии
развитие экономических связей и братского сотрудничества со
странами членами СЭВ, со всеми социалистическими государ-
ствами в рамках международного социалистического разделения
труда и на основе взаимной выгоды.
На съезде был принят новый Устав РКП, закрепивший прин-
ципы демократического централизма и территориально-произ-
водственного построения организаций. Отмечалось, что РКП осно-
вывает свою деятельность на учении марксизма-ленинизма, твор-
чески применяя его теорию в специфических условиях страны.
Подтверждалось, что РКП и впредь будет вносить вклад в укреп-
ление сотрудничества братских коммунистических и рабочих пар-
тий и единства социалистических стран в духе пролетарского ин-
тернационализма.
Новый Устав отменял кандидатский стаж для вступающих в
партию и ограничения при приеме в РКП выходцев из других
партии. Партийный стаж членам партии должен был исчислять-
ся теперь с момента их вступления в рабочее движение, даже
если они не являлись тогда членами компартии. Учитывался стаж
пребывания в бывших социал-демократической и социалистиче-
ской партиях.
Съезд констатировал полную победу социализма в городе и
деревне, отметив глубокие качественные изменения во всех обла-
стях жизни народа и партии. Союз и труд двух дружественных
классов рабочего класса и кооперированного .крестьянства
составляли теперь главную движущую силу социалистического
строя. Структура самодеятельного населения страны характери-
зовалась следующими данными: рабочие с семьями 40%, коо-
перированные крестьянские семьи 38,5, интеллигенция и слу-
жащие12,3, кооперированные ремесленники 1,3%.
Особенности и перспективы нового этапа в развитии страны,
большие перемены в жизни румынского народа получили отраже-
ние в новой Конституции республики, которая была принята
21 августа 1965 г. и действует поныне. Конституция закрепила
новое название страны Социалистическая Республика Румы-
ния (СРР). Основной Закон СРР определял, что вся власть в
стране принадлежит народу, хозяину своей судьбы, а основой на-
родной власти является союз рабочего класса и крестьянства.
Ст. 3 Конституции 1965 г. закрепила руководящую политическую
роль коммунистической партии в жизни румынского общества.
Конституция внесла важные новые черты в политическую струк-
туру страны. В ней подчеркивается верховенство Великого на-
ционального собрания по отношению ко всем другим органам вла-
сти, новым является положение об избрании Совета Министров
на сессии ВНС на весь срок его созыва. Великое национальное
собрание избирается гражданами, достигшими 18 лет, на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании. Депутатом ВНС и народных советов может быть из-
бран гражданин СРР, достигший 23 лет. Срок полномочий ВНС
был определен в четыре года (с 1972 г.пять лет).
Достижения страны в развитии экономики, науки, культуры,
повышения материального и духовного уровня жизни румынско-
го народа к середине 60-х годов способствовали дальнейшему рас-
ширению прав и свобод трудящихся. Конституция закрепила
право на труд, гарантируя оплату в соответствии с его количест-
вом и качеством по принципу «равную плату за равный труд»,
право на отдых и на материальное обеспечение в старости и в слу-
чае нетрудоспособности, право на бесплатную медицинскую по-
мощь и заботу государства об охране здоровья граждан, право
на образование. Румынской молодежи законодательно обеспечи-
ваются меры охраны и безопасности труда, бесплатное образовав-
шие в рамках обязательного на нынешнем этапе полного
среднего 12-летнего образования на всех ступенях обучения, необ-
ходимые условия для физического воспитания и развития спорта.
Национальные отношения также явились предметом консти-
туционного регулирования в СРР. Наряду с румынской нацией,
составляющей, примерно 88% населения, в стране имеются иные
национальные группы, определяемые Конституцией как «совме-
стно проживающие национальности» (ст. 22). Наиболее крупны-
ми из них являются венгерская 7,9%, немецкая 1,6% и др.
Конституция гарантирует им свободное пользование родным язы-
ком, обучение на нем на всех ступенях, издание на этом языке
литературы. Конституционным принципом национальной полити-
ки в СРР является равноправие граждан независимо от нацио-
нальности, расы, вероисповедания (ст. 17). Согласно Конститу-
ции, в рамках прежнего административно-политического деления
страны вплоть до 1968 г. существовала Венгерская автономная
область с центром в г. Тыргу-Муреш. В соответствии с законом о
реформе территориального деления республики, упразднявшей
области и районы страны, Венгерская автономная область была
ликвидирована. Ее территория вошла в состав ряда новых адми-
нистративных единиц уездов, восстановленных исходя из тра-
диций довоенной Румынии и для того, чтобы приблизить цент-
ральные органы управления к местным организациям с учетом из-
менений, происшедших в развитии производительных сил и их
географическом размещении.
Национальная конференция РКП (декабрь 1967 г.) заострила
внимание на повышении эффективности системы управления.
В стране развернулся процесс слияния партийного и государст-
венного аппарата управления с целью, как отмечалось в докумен-
тах РКП, устранить дублирование и параллелизм в их функциях
и деятельности и усилить руководящую роль партии во всех
звеньях управления и ее влияние на социально-политическую
жизнь румынского общества. Был восстановлен принцип двойно-
го подчинения местных органов государственной администрации.
В состав Совета Министров СРР были введены председатель
Центрального совета Всеобщего объединения профсоюзов Румы-
нии (ВОПР) и первый секретарь ЦК Союза коммунистической
молодежи в качестве министра по делам молодежи. Вместо Фрон-
та народной демократии стал действовать Фронт социалистическо-
го единства (ФСЕ), который призван был объединить под руко-
водством РКП все массовые общественные организации трудя-
щихся Румынии (в конце 70-х годов он преобразован в Фронт
демократии и социалистического единства). Председателем ФСЕ
был избран Генеральный секретарь РКП. На местах действуют
советы Фронта, которые контролируют деятельность избранных
от его имени депутатов и государственных органов управления,
организуют всенародное обсуждение законопроектов и партийных
документов. ФСЕ имеет свой печатный орган ежедневную газе-
ту «Ромыния либерэ» («Свободная Румыния»).
Опираясь на достигнутые успехи в социалистическом строи-
тельстве, состоявшийся в августе 1969 г. X съезд РКП выдвинул
задачу построения всесторонне развитого социалистического об-
щества. Эта задача легла в основу разрабатывавшейся тогда и
ныне действующей Программы РКП, принятой в 1974 г.
Страна готовилась отметить 25-ю годовщину освобождения от
фашистского ига. В тезисах ЦК РКП, подготовленных к X съез-
ду партии, подчеркивалось, что успехи развития румынского об-
щества за годы народной власти наглядно доказывают преиму-
щества социалистического строя. Экономика молодой республики
покончила с былой отсталостью и уверенно набирала темпы. На-
мечая основные направления реализации социально-экономиче-
ского плана на 70-е годы, X съезд РКП выразил убеждение, что
выполнение его программы «решающим образом обеспечит при-
ближение Румынии к уровню экономически развитых стран»,
станет базой для «всестороннего и полного построения социализ-
ма и создания условий, необходимых для постепенного перехода
к коммунизму...»
В Отчетном докладе ЦК РКП отмечалось, что партия должна
представлять собой «ядро, находящееся в центре всего общества
и излучающее энергию и свет, которые приводят его в движение
и обеспечивают работу всего механизма социалистического
строя». За четыре года между съездами численность членов РКП
увеличилась более чем на 460 тыс. человек и составила около
2 млн.
На X съезде были внесены некоторые изменения и дополне-
ния в Устав РКП. Было решено очередные съезды РКП созы-
вать один раз в пять лет, чтобы они совпадали с принятием оче-
редного пятилетнего плана. Генеральный секретарь РКП стал
избираться непосредственно на съезде.
Значительное внимание съезд уделил проблемам формирова-
ния социалистического сознания трудящихся. «Одной из основ-
ных обязанностей нашего идеологического фронта, говорилось
в резолюции, является воспитание боевого, воинствующего отно-
шения к отсталым, мистическим взглядам, к влиянию буржуаз-
ия
ной идеологии, формирование моральных черт, соответствующих
новым отношениям, установившимся при социалистическом
строе».
Выдвинутая X съездом задача построения всесторонне разви-
того социалистического общества получила дальнейшую разра-
ботку и конкретизацию на Национальной конференции РКП, со-
стоявшейся в июле 1972 г.
Новый этап развития Румынии, охватывающий ближайшие
1520 лет, предусматривал решение основных задач всесторон-
него прогресса общества. Наряду с высокими темпами развития
экономики конференция отметила необходимость резко повысить
материальный уровень и обеспечить непрерывный рост благосо-
стояния народа, с тем чтобы добиться значительного сближения
между уровнем жизни в городе и деревне, между физическим и
умственным трудом, содействовать расцвету науки и культуры,
продолжать воспитание нового человека в духе принципов со-
циалистической справедливости и демократии, этики и револю-
ционного патриотизма. Осуществление этих задач должно было
определяться в рамках стратегии долгосрочного социально-эконо-
мического плана на период 19761990 гг. Национальная конфе-
ренция 1972 г. обсудила проект принципов и норм жизни и тру-
да коммунистов и передала его на всенародное обсуждение.
Учитывая ответственные задачи по руководству строительством
развитого социалистического общества, резолюция партийного
форума подчеркивала, что повышение руководящей роли партии
во всех областях общественной деятельности объективная не-
обходимость.
Конференция внесла в Устав партии пункт о возможности
совмещения руководящих должностей по партийной и государст-
венной линии. В стране был создан целый ряд новых партийно-
государственных органов: Высший совет социально-экономическо-
го развития Румынии при ЦК РКП и Госсовете СРР для раз-
работки прогнозов и планов развития страны, Комитет по про-
блемам народных советов при ЦК РКП и Совете Министров СРР,
Совет по вопросам социально-экономической организации, в зада-
чу которого входит определение норм и критериев деятельности
государственных и общественных организаций, Центральный со-
вет рабочего контроля (ЦСРК), опирающийся на подобные сове-
ты на предприятиях.
Отличительной особенностью всех этих органов является их
двойственное подчинение высшим партийным и государственным
инстанциям, а также придание им административно-правовых и
исполнительных функций. К середине 70-х годов были созданы
коллективные органы управления на всех ступенях хозяйствен-
ного аппарата, введена трехзвенная система в хозяйственно-эко-
номической сфере: министерство объединение предприятие.
За счет ликвидации промежуточных звеньев упрощен и удешев-
лен госаппарат, специалисты ряда отраслей возвращены непо-
средственно на производство. В целом за 19711974 гг. в рамках
реорганизации было сокращено около 146 тыс. технико-экономи-
ческих и административных должностей. Общие собрания трудя-
щихся на предприятиях, в учреждениях и министерствах были
наделены правом решения важнейших вопросов их деятельности,
включая утверждение пятилетних планов развития. Эти принципы
организации коллективных органов управления в общественно-
политической жизни Румынии были определены как система «ра-
бочей демократии», «рабочего самоуправления и самохозяйство-
вания».
Процесс совершенствования хозяйственного управления и де-
ятельности в СРР имеет общие цели и черты с реформами в дру-
гих странах социалистического содружества: он направлен на
повышение научного уровня руководства экономикой и общест-
венного развития, на дальнейшее совершенствование социалисти-
ческой демократии и претворение в жизнь принципов демократи-
ческого централизма и планового начала.
XI съезд РКП (ноябрь 1974 г.) принял «Программу строи-
тельства всесторонне развитого социалистического общества и
движения Румынии к коммунизму». На основе опыта строитель-
ства нового общества на румынской земле Программа партии
подтверждала выработанные марксистско-ленинской теорией ос-
новные закономерности перехода от капитализма к социализму
необходимость осуществления диктатуры пролетариата, руково-
дящей роли компартии, индустриализации страны, коллективи-
зации сельского хозяйства, культурной революции и намечала
«пути творческого применения этих закономерностей в конкрет-
ных исторических, социальных и национальных условиях Румы-
нии». Были определены задачи следующего этапа на предстоящие
2025 лет, стратегической целью которого является создание вы-
сокоразвитой материально-технической базы социалистического об-
щества и переход к построению всесторонне развитого социа-
лизма.
В плане дальнейшего совершенствования деятельности орга-
нов государственной власти были внесены изменения в избира-
тельную систему. На выборах в Великое национальное собрание и
народные советы более чем в трех четвертях избирательных окру-
гов было выдвинуто в марте 1975 г. по два и более кандидата.
С 1974 г. в Румынии был учрежден пост президента СРР.
Президент объединяет функции главы государства, верховного
главнокомандующего вооруженными силами, председателя Совета
обороны и председателя Государственного совета. Открытым го-
лосованием ВНС на сессии в марте 1974 г. Генеральный секре-
тарь РКП Н. Чаушеску был избран президентом СРР.
Особое внимание партийные документы после принятия Про-
граммы РКП продолжают уделять воспитанию нового человека.
Состоявшийся в июне 1976 г. съезд по политическому воспита-
нию и социалистической культуре разработал главные направле-
ния идеологической и политико-воспитательной деятельности в
стране. На основе одобренной им программы мероприятий в идео-
логической и культурно-воспитательной области была осуществ-
лена широкая организационная перестройка политико-пропаган-
дистской и воспитательной работы партии в массах; в уездах,
городах и селах образованы советы по политическому воспита-
нию и культуре, такие же советы созданы на предприятиях,
в учреждениях и сельскохозяйственных кооперативах. Значи-
тельное внимание в программе идейно-политического воспитания
уделяется работе среди молодежи и юношества. С целью комму-
нистического воспитания детей учреждена организация «Соколы
родины» (для возраста от 4 до 7 лет), деятельность которой рас-
пространяется на детские сады и начальные классы школы.
В следующих возрастных группах идейно-политическое воспита-
ние осуществляет пионерская организация и Союз коммунисти-
ческой молодежи, объединяющий в своих рядах более 60% всей
молодежи страны. Развернулась кампания по массовому вовле-
чению трудящихся в художественное и техническое самодеятель-
ное творчество, в спортивное движение «Дачиада». Важное значе-
ние придается организации и проведению фестивалей националь-
ного искусства, получивших название «Песнь Румынии».
Важную роль в жизни страны играют профсоюзы. Всеобщее
объединение профсоюзов Румынии насчитывает свыше 7 млн че-
ловек, включает 13 отраслевых объединений. Профсоюзам пре-
доставлено право иметь своих представителей в правительстве,
коллегиях министерств. В системе рабочего самоуправления орга-
низация и руководство общими собраниями трудящихся вверены
профсоюзным комитетам.
В ноябре 1979 г. состоялся XII съезд РКП, который подвел
итоги первого этапа выполнения партийной программы. Высту-
пая на съезде с Отчетным докладом, Генеральный секретарь
РКП Н. Чаушеску подчеркнул, что партия «придавала и при-
дает первостепенное значение развитию социалистической демо-
кратии, являющейся существенной стороной дела социалистиче-
ского и коммунистического строительства». В предшествующий
период в стране была создана «единая система правления, при
которой руководство страной осуществляется народом», создана
«демократия нового типа, позволяющая... широко использовать
инициативу, опыт и творческие способности масс для претворения
в жизнь программы созидания всесторонне развитого социалисти-
ческого общества. Теперь важно обеспечить надлежащее функ-
ционирование этой демократической системы, сполна использовать
все ее возможности»
Партия, став политическим авангардом всего народа, сохра-
няет в своем социальном составе преимущественное положение
рабочих они составляли на период XII съезда почти 54%, око-
ло 18% приходилось на долю крестьян, 29% членов партии
представители интеллигенции. Увеличилось число женщин в пар-
тии до 28%. Общая численность партии составила в ноябре
1979 г. свыше 2,9 млн членов, что представляет четверть актив-
ного населения страны. Произведенный после съезда обмен пар-
тийных билетов способствовал качественному улучшению ее со-
става; около 30 тыс. человек были исключены из РКП. Нацио-
нальная конференция, состоявшаяся в декабре 1982 г., проанали-
зировала целый комплекс вопросов, связанных с новой стадией
развития социалистической Румынии, претворением в жизнь ре-
шений XII съезда РКП. В документах конференции был остро
поставлен вопрос о выявившемся определенном противоречии
между развитием производительных сил, уровнем оснащенности
технической базы общества и уровнем социалистического созна-
ния трудящихся, являющегося фактором особой важности в по-
вышении роли народных масс в социально-экономическом преоб-
разовании общества 2.
В ходе обсуждения вопросов идеологической, политико-воспи-
тательной деятельности партии по формированию социалистиче-
ского сознания выдвигалось требование совершенствовать всю
партийно-воспитательную работу на основе «революционного,
диалектико-материалистического мировоззрения, исходя из прин-
ципов научного социализма».
Состоявшийся в ноябре 1984 г. XIII съезд подвел итоги 40-лет-
ней деятельности партии, всего румынского народа по социали-
стическому преобразованию страны, в том числе и в годы седьмой
пятилетки (19801985 гг.), обсудил и принял директивные пла-
ны социально-экономического развития СРР на вторую половину
80-х годов и на перспективу до 2000 г. Выступая на высшем фо-
руме коммунистов Румынии, Генеральный секретарь РКП
Н. Чаушеску подчеркнул, что в четыре десятилетия, прошедшие
после победы революции, Румыния пережила глубокие историче-
ские преобразования, из аграрной страны со слаборазвитыми
промышленностью и сельским хозяйством она «превратилась в
индустриально-аграрную страну с мощной современной промыш-
ленностью и находящимся на подъеме сельским хозяйством».
В 1984 г. промышленная продукция в 100 с лишним раз, а сель-
скохозяйственная почти в 7 раз превысила уровень 1945 г.
Развитие усиленными темпами всего народного хозяйства приве-
ло к увеличению общественного продукта в 28 раз и националь-
ного дохода в 32 раза. На этой основе постоянно повышался
жизненный уровень всего народа. В течение четырех десятилетий
фонд потребления вырос в 22 раза, было создано более 6 млн но-
вых рабочих мест, а около 80% населения страны живут в новых
домах.
Как отмечалось на съезде, в начале 80-х годов выявились не-
которые противоречия, которые проявились в экономике страны,
но СРР удалось выполнить по основным показателям плановые
задания, установленные XII съездом и Национальной конферен-
цией 1982 г.
Основываясь на результатах достижений румынского народа
за последнее десятилетие, XIII съезд РКП обозначил «переход к
третьему этапу осуществления Программы партии», на котором
румынский народ «пройдет важный путь построения всесторонне
развитого социалистического общества». Главная задача Румы-
нии заключается в том, чтобы в годы восьмой пятилетки (1986
1990 гг.) были созданы условия для перехода от нынншней «ста-
дии развивающейся страны к стадии страны со средним уровнем
социально-экономического развития», с тем, чтобы «в 2000 г.
стать всесторонне развитым государством во всех отношениях».
Определяющей чертой этого нового этапа является решитель-
ная ориентация на качественное и интенсивное развитие всех
сфер жизни и деятельности румынского общества, что предпола-
гает тесное переплетение экономического роста с прогрессом
науки, образования, культуры, с совершенствованием производ-
ственных и общественных отношений, с углублением социалисти-
ческой демократии, формированием социалистического сознания.
Наметив на ближайшие 15 лет стратегию социально-экономиче-
ского развития Румынии и определив движение к цели как много-
сторонний процесс, XIII съезд РКП уделил большое внимание
вопросам совершенствования деятельности государства и его ор-
ганов, всей системы демократического руководства экономической
и общественной жизнью, повышения роли партии в обществе,
улучшения идейно-политической деятельности.
За истекший после XII съезда партии период в стране сло-
жилась система многочисленных демократических органов
от уровня предприятий и учреждений (советы трудящихся и об-
щие собрания) до республиканского уровня (национальные сове-
ты и съезды трудящихся промышленности и сельского хозяйства,
работников системы образования, науки и культуры), обеспечи-
вающие непосредственное участие трудящихся как владельцев
средств производства, производителей и потребителей в руковод-
стве производством, управлении финансово-экономической дея-
тельностью, развитии социальной сферы в целом. Активное уча-
стие народных масс в руководстве государственными делами осу-
ществляется в рамках Фронта демократии и социалистического
единства (ФДСЕ). На период III съезда ФДСЕ в феврале 1985 г.
в рядах этой организации насчитывалось более 4 млн человек,
состоящих в 51862 местных объединениях Фронта. От имени
ФДСЕ выдвигаются кандидаты в депутаты на выборах в Великое
национальное собрание и народные советы страны. Последние по
сроку выборы проходили 17 марта 1985 г., когда в более чем по-
ловине избирательных округов по выборам депутатов ВНС и поч-
ти 80% округов по выборам в местные советы были представлены
два или три кандидата на одно депутатское место.
В сентябре 1985 г. состоялся III съезд народных советов Ру-
мынии, который обсудил вопрос о территориально-административ-
ное
ном самоуправлении в плане расширения прав и ответственности
местных органов власти в условиях самофинансирования и само-
хозяйствовапия каждой административной единицы. Новая систе-
ма самоуправления предполагает, чтобы «каждая местность,
граждане каждого города и села организовали собственную эко-
номическую и культурную жизнь... Каждый народный совет дол-
жен иметь свой собственный бюджет», поэтому ему вменяется в
обязанность обеспечить гармоничное развитие социально-эконо-
мической сферы хозяйствования на подчиненной ему территории
и тем самым «внести важный вклад в общий фонд развития
страны».
XIII съезд РКП рассмотрел вопросы дальнейшего развития
самой партии, повышения ее роли и усиления деятельности в об-
щественной жизни. На период работы съезда РКП насчитывала
3/4 млн членов, на 580 тыс. больше, чем на предыдущем съезде.
Из общего числа коммунистов около 56% составляли рабочие,
примерно 16% крестьяне, 21% представители интеллиген-
ции, а также другие категории населения.
Важное место в работе высшего форума румынских коммуни-
стов занял анализ международного положения и внешней поли-
тики СРР. Продолжали укрепляться отношения СРР со всеми
социалистическими странами. Как участница Варшавского Дого-
вора и СЭВ, Румыния активно участвовала во всех встречах и
деятельности этих организаций. XIII съезд РКП уполномочил ру-
ководящие органы партии и государства принять решение вместе
с другими странами членами Организации Варшавского Дого-
вора о продлении срока договора, учитывая особую важность
этой организации стран социалистического содружества в борьбе
за сохранение мира, упрочение безопасности в условиях обострив-
шейся международной напряженности. Решимость развивать
активное сотрудничество, взаимодействие и солидарность между
социалистическими странами вновь с особой силой была под-
тверждена делегацией СРР на состоявшихся совещаниях Полити-
ческого Консультативного Комитета глав государств-участников
Варшавского Договора в Софии (октябрь 1985 г.) и в Будапеште
(июнь 1986 г.). Принятые совместные заявления стран участ-
ниц совещаний отражают единство подхода братских партий и
государств к оценке современной международной обстановки, их
стремление объединить усилия, направленные на предотвращение
военной угрозы, запрещение ядерного оружия, борьбу за сохра-
нение мирного космоса и переход к конкретным мерам по разо-
ружению.
РКП, румынский народ приветствуют и единодушно поддер-
живают новые предложения Советского Союза, содержащиеся в
комплексной программе мер по ядерному разоружению, выдвину-
той 15 января 1986 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС
М. С. Горбачевым. Это подчеркнул, выступая на XXVII съезде
КПСС, Генеральный секретарь РКП Н. Чаушеску: «Особо важ-
ное значение придаем предложенной СССР программе ликвида-
ции до конца века всего арсенала ядерного оружия и считаем,
что нельзя щадить усилий ради ее осуществления» 3.
На развитие экономических отношений Румынии со странами
СЭВ оказывала и оказывает решающее влияние реализация Ком-
плексной программы дальнейшего углубления сотрудничества и
социалистической экономической интеграции. В рамках этой про-
граммы пройден путь от первых шагов в деле координации на-
роднохозяйственных планов до осуществления крупномасштабных
проектов специализации и кооперации производства, разработки
и внедрения в практику долгосрочных целевых программ, касаю-
щихся наиболее сложных и устремленных в завтрашний день
проблем ускорения научно-технического прогресса в странах
членах СЭВ. Экономическое совещание на высшем уровне в Мос-
кве в июне 1984 г. придало новый мощный импульс процессу
социалистической экономической интеграции, определило глав-
ные направления более широкого сотрудничества в этой области
в условиях 80-х годов и на дальнейшую перспективу. В декабре
1985 г. румынская партийно-правительственная делегация вместе
с другими странами членами СЭВ подписала Комплексную
программу научно-технического прогресса до 2000 г., которая на-
целивает участников ее реализации на кооперирование усилий по
пяти приоритетным направлениям развития науки, техники и
технологии, как-то: машиностроение и электроника, атомная
энергетика, роботизация и создание биотехнологии, технологи-
ческих основ, оборудования и машин, обеспечивающих экономию
дефицитного сырья, топлива и энергии, повышение качества про-
дукции.
На 42-м заседании сессии СЭВ (Бухарест, ноябрь 1986 г.;
представители социалистических стран обсуждали важнейшие
вопросы дальнейшего развития интеграции. На сессии было от-
мечено, что для реализации намеченных проектов создан и про-
должает совершенствоваться достаточно эффективно действую-
щий механизм сотрудничества. Поэтому первоочередная задача,
стоящая сегодня перед странами членами СЭВ, в том числе и
Румынией, экономика которой переживает непростой период пе-
рехода на интенсивный путь развития, наладить, используя
экономический механизм СЭВ, еще более широкую промышлен-
ную специализацию и кооперацию с братскими странами. Эти
возможности обеспечиваются ее участием в совместных органи-
зациях коллективного сотрудничества. Среди них Объединенный
институт ядерных исследований в Дубне, Международный банк
экономического сотрудничества, Международный инвестиционный
банк, Общий парк грузовых вагонов, Организация сотрудничест-
ва в области почтовой связи и телесвязи. Румыния член объ-
единенной энергосистемы «Мир». С 1970 г. сотрудничает в обла-
сти металлургии и химии в организациях «Интерметалл» и
«Интерхим». Она участвовала в создании международных хозяй-
ственных объединений «Интератомэнерго», «Интерэлектро»,
«Интертекстильмаш» и др.
В настоящее время сотрудничество Румынии в рамках СЭВ
находит свою материализацию в осуществлении около 250 согла-
шений, конвенций и других многосторонних договоренностей.
Тесное сотрудничество развивается на поприще науки и техноло-
гии, вылившееся в более чем 100 соглашений по конкретным во-
просам совместных исследовательских программ.
Особое место в этих отношениях занимает многостороннее со-
трудничество с Советским Союзом. Рожденный в трудные после-
военные годы первый советско-румынский Договор о дружбе, со-
трудничестве и взаимной помощи, подписанный 4 февраля 1948 г.,
сыграл историческую роль в формировании отношений нового
типа между двумя государствами, в основе которых принципы
социалистического интернационализма. Задачи и цели этого до-
кумента, заложившего прочный фундамент для развития равно-
правных и взаимовыгодных связей братских стран и дружбы меж-
ду советским и румынским народами, выдержавшего испытание
временем, нашди свое закрепление и продолжение в договоре от
7 июля 1970 г. и советско-румынском заявлении 1976 г.
Ведущим звеном сотрудничества СССР и СРР являются связи
между КПСС и РКП, осуществляющиеся в разнообразных формах
на основе долговременных планов. Они включают консультации
и обмен мнениями по вопросам, представляющим взаимный ин-
терес, взаимообогащение опытом в различных областях партий-
ной работы, социалистического строительства. В этих рамках
определяющую роль играли и играют переговоры па высшем
уровне, которые каждый раз определяют новые сферы углубле-
ния двустороннего взаимодействия между двумя партиями, стра-
нами и народами.
Отношения менаду КПСС и РКП, народами Советского Союза
и Румынии покоятся на прочной базе единой марксистско-ленин-
ской идеологии, общности социального строя, единства перспек-
тивных целей и задач, общих интересах в защите революцион-
ных завоеваний социализма от посягательств империализма. По-
стоянно развивающиеся советско-румынские отношения характе-
ризуются полным равноправием, взаимным уважением суверени-
тета и самостоятельности обоих государств, братской взаимопо-
мощью, что было высоко оценено в выступлении Н. Чаушеску на
XXVII съезде КПСС. Он подчеркнул, что прочные отношения
имеют «давние традиции в истории наших народов... Мы выра-
жаем решимость делать все для их дальнейшего развития на бла-
го и в интересах, обеих стран, общего дела социализма и мира»
Убедительным свидетельством плодотворного советско-румын-
ского сотрудничества являются непрерывно совершенствуемые
экономические связи. Советский Союз занимает традиционно пер-
вое место среди внешнеэкономических партнеров Румынии. Пла-
новая основа и стабильность, последовательное расширение но-
менклатуры идущих в обе стороны поставок таковы характер-
ные черты торговли между СССР и Румынией. За послевоенные
годы ее объем вырос в 18 раз. Особенно динамично развивается
взаимовыгодная торговля в последние годы. По долгосрочному
соглашению двух стран на 19751980 гг. общая сумма взаимных
поставок должна была возрасти на 70%. Казалось бы, темпы
очень высокие. Но и они были перекрыты. В период 1981
1985 гг. товарооборот между СССР и СРР увеличился почти вдвое
от ранее достигнутого, а в 19861990 гг. достигнет 30 млрд руб.
Четверть советского экспорта в Румынии из года в год пред-
ставляют современные сложные станки и машины, энергетиче-
ское, металлургическое, подъемно-транспортное и дорожно-строи-
тельное оборудование, в том числе комплектное, предназначенное
для целых индустриальных объектов. Сейчас на румынских пред-
приятиях работает свыше 10 тыс. станков с маркой «Сделано в
СССР». Трудно переоценить также важность для народного хо-
зяйства Румынии стабильных советских поставок железорудного
сырья, нефти, проката черных металлов, природного газа, чугуна,
ферросплавов, хлопка, асбеста, калийных удобрений, различной
химической продукции. Многие товары из этой группы занимают
более 50% в общем импорте Румынии. Важно отметить и тот
факт, что некоторые поставки, например железной руды, окаты-
шей, газа, нефти, республика получает в качестве компенсации за
свое участие в совместном с братскими социалистическими стра-
нами строительстве объектов на территории СССР.
В свою очередь, значительное место в румынском экспорте в
Советский Союз занимают техника для нефте- и газодобычи, то-
варные вагоны, оборудование по заказам большой химии и ме-
таллургии, морские и речные суда, сельхозмашины, электротех-
нические изделия. Поставки товаров этой номенклатуры в СССР
определяют производственные планы целого ряда ведущих ру-
мынских машиностроительных предприятий.
Существует многолетняя практика ежегодных взаимных по-
ставок крупных партий товаров народного потребления. В разных
уголках нашей страны заслужили добрую репутацию изготовлен-
ные в Румынии мебель, готовая одежда, обувь и трикотаж, кожа-
ные изделия, медикаменты. Третью часть советского импорта из
СРР составляют в последние годы товары широкого потребления.
Ответные поставки СССР по этой группе товаров бытовая тех-
ника длительного пользования: фото- и киноаппаратура, радио-
приемники, магнитофоны, часы, холодильники, пылесосы, спор-
тивное снаряжение.
Все большее внимание уделяют обе стороны такой форме
взаимодействия, как специализация и кооперирование производ-
ства. Действует ряд соглашений в этой области, и уже сейчас
взаимообмен товарами в рамках кооперации охватывает десятки
товарных групп, а в будущем здесь намечаются реальные перс-
пективы их дальнейшего роста. Немало важных рубежей взято
в развитии специализации и кооперирования при создании метал-
лообрабатывающих станков, трансформаторов, пефтеоборудова-
ния и сельхозтехники, химических продуктов, судов и судового
оборудования, медикаментов, в производстве семян. По линии
СЭВ продолжается сотрудничество социалистических стран в
строительстве предприятий по добыче и переработке сырья.
Все эти перспективные направления и формы сотрудничества
нашли дальнейшее развитие в протоколе о координации государ-
ственных планов между СССР и СРР на 19851990 гг., в кото-
ром были учтены и наметки принятой ранее советско-румынской
долговременной программы развития специализации и коопери-
рования производства на период до 1990 г.
Картина широких экономических связей Советского Союза и
Румынии будет неполной, если не сказать об осуществленном на-
шей страной инженерно-техническом содействии в строительстве
новых индустриальных объектов СРР и поставок комплектных
технологических линий и установок для них. Около 140 подоб-
ных объектов работают на полную мощность в румынской энер-
гетике и металлургии, химии и добывающей промышленности,
еще 14 строятся сейчас. Среди них два энергоблока Дунайской
ГЭС «Железные Ворота-П», прокатный стан «1400» на Галацком
металлургическом комбинате, вторая очередь целлюлозно-бумаж-
него производства в Брэиле, современная мощная трубосвароч-
ная установка в Зимниче, первая АЭС на севере Румынии, ЛЭП-
750, идущая через Добруджу на Болгарию.
По плану двусторонних соглашений и в рамках СЭВ Румы-
ния принимает участие в строительстве газопроводов на террито-
рии СССР, Южно-Украинской атомной электростанции, в освое-
нии новых мощностей по производству железосодержащего
сырья, целлюлозного комбината в Усть-Илимске, горнообогати-
тельного асбестового комбината в Киембаевке, Оренбургского га-
зоконденсатного месторождения.
В сфере образования, науки, культуры, печати, радио, теле-
видения, здравоохранения, в развитии туризма и спорта Совет-
ский Союз занимает ведущее место в международных связях
СРР. Блестящим примером успехов многостороннего сотрудниче-
ства советских и румынских ученых, инженеров и рабочих явил-
ся в мае 1981 г. полет в космос советско-румынского экипажа в
составе Леонида Попова и Думитру Прунариу. Процессы разви-
тия и укрепления братских уз дружбы между народами обеих
наших стран в условиях социализма приобрели новое качест-
венное содержание. Проводится регулярный обмен делегациями
по линии парламентских связей, министерств, профсоюзных, ком-
сомольских и других массовых общественных организаций, науч-
ных учреждений, органов печати, радио, телевидения. Около
20 областей, городов и районов СССР поддерживают непосредст-
венные дружеские связи с уездами и городами Румынии. Все это
способствует лучшему взаимопониманию и сближению народов
Советского Союза и социалистической Румынии, когда дружба
между странами становится делом миллионов людей, объединен-
ных общими идеалами, чувством товарищества и взаимного до-
верия.
Коммунисты, трудящиеся братской Румынии приступили с
начала восьмой пятилетки (19861990 гг.) к непосредственной
реализации решений XIII съезда РКП. Их вдохновляет выдвину-
тая партией задача вывести страну к 1990 г. на более высокий
уровень социально-экономического развития, сделать еще один
шаг в реализации программной цели партии построения все-
сторонне развитого социалистического общества. Как говорят в
Румынии, «друм бун» счастливого пути!

Назад к содержимому | Назад к главному меню