Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Развитие экономики

Страны в истории > Румыния

Полная победа социалистических производственных отношений в
народном хозяйстве, которая была отмечена в решениях IX съез-
да РКП (1965 г.), создала условия для закрепления завоеваний
социализма, дальнейшего развития производительных сил, разра-
ботки новых форм организации и управления хозяйством.
IX съезд РКП утвердил директивы по развитию народного хо-
зяйства на период четвертой пятилетки (19661970 гг.) и
10-летний план развития энергетики. Основной задачей экономи-
ческой политики РКП, как отмечалось на съезде, продолжает
оставаться индустриализация страны при преимущественном ро-
сте тяжелой промышленности, и особенно машиностроения. На-
мечались высокие темпы роста промышленной продукции
(11,6%) и национального дохода (8%).
В области сельского хозяйства обращалось внимание на рас-
ширение его материально-технической базы, организационно-хо-
зяйственное укрепление госхозов и производственных сельскохо-
зяйственных кооперативов, обеспечение условий для подъема
сельскохозяйственного производства.
С середины 60-х годов в Румынии начала осуществляться хо-
зяйственная реформа с целью совершенствования руководства,
планирования и управления народным хозяйством. На проходив-
шей в декабре 1967 г. Национальной конференции РКП были раз-
работаны основные направления преобразований в области
управления и руководства народным хозяйством и совершенство-
вания всего хозяйственно-экономического механизма.
В соответствии с решениями Национальной конференции
(1972 г.) была создана система коллективных органов управле-
ния, включая советы трудящихся на предприятиях и в учрежде-
ниях, а также собрания трудящихся, обладающие правами реше-
ния основных вопросов производства, в том числе утверждения
текущих и пятилетних планов. (До 1978 г. было создано 5,5 тыс.
таких советов, насчитывавших 103 тыс. человек, к 1985 г. число
советов на предприятиях и в учреждениях возросло до 6 тыс.,
а число их членов до 114 тыс.) В 1969 г. началась перестрой-
ка управления в промышленности, где стали создаваться про-
мышленные объединения. Новая структура управления в про-
мышленности предусматривала три звена: предприятие про-
мышленное объединение министерство.
В течение 19671983 гг. была принята серия законов, декре-
тов и нормативных актов с целью урегулирования развития на-
родного хозяйства, папример законы о хоздоговорах, о приведе-
нии оплаты труда в соответствие с количеством и качеством,
с тем чтобы усилить экономические рычаги и стимулы, повысить
роль хозрасчета и т. д. Плановые задания четвертой (1966
1970 гг.) пятилетки были выполнены успешно. За этот период
вошло в строй более 1,5 тыс. новых промышленных объектов.
Произошли изменения в структуре промышленного производства.
Удельный вес энергетической промышленности, металлургии и
машиностроения возрос с 42% в 1965 г. до 50,1% в 1970 г.
В структуре машиностроения важное место стали занимать новые
прогрессивные виды производств средства автоматизации, точ-
ная механика и оптика, вычислительная техника, а в химической
промышленности производство синтетических материалов и
волокон, пластмасс и химических удобрений.
В пятой пятилетке (19711975 гг.) было продолжено выпол-
нение основных задач социально-экономического развития, вы-
двинутых в предшествующий период. Характерной чертой разви-
тия народного хозяйства в эту пятилетку являлось заметное сбли-
жение темпов роста средств производства (13,7%) и производст-
ва товаров народного потребления (11,1%).
В результате социалистической индустриализации Румыния
превратилась из аграрной страны с низким уровнем развития,
отсталой структурой хозяйства в индустриально-аграрное госу-
дарство с развитой современной промышленностью.
На X съезде РКП (август 1969 г.) были выдвинуты задачи
расширения и совершенствования материально-технической базы
социализма, создания всесторонне развитого социалистического
общества. Особое внимание съезд обратил на необходимость ин-
тенсификации и эффективности производства, повышения произ-
водительности труда и снижения издержек производства, улучше-
ния качества продукции.
В центре экономической политики РКП на современном эта-
пе остается ускоренное развитие производительных сил. Только
за период 19711980 гг. объем промышленной продукции вырос
в 2,9 раза. Национальный доход за этот период увеличился в
2,4 раза. Удельный вес промышленности в формировании нацио-
нального дохода возрос к 1985 г. до 60% (по сравнению с 30,8%
в 1939 г. и 48,9% в 1965 г.). Велик размах капитального строи-
тельства: с 1965 по 1983 г. в строй было введено 7600 производ-
ственных мощностей, в том числе 6700 в промышленности и око-
ло 900 в сельском хозяйстве. Было развернуто строительство
крупных гидроэлектростанций, в том числе «Железные ворота-
II» (совместно с Югославией) и гидротехнический комплекс
ТурнуМэгурелиНикополь совместно с Болгарией, нефтехи-
мического комбината в Питешти, заводов тяжелого машинострое-
ния в Яссах, Крайове, Клуже-Напоке и т. д.
В 1979 г. был открыт Бухарестский метрополитен. В 1984 г.
было завершено строительство одного из самых крупных соору-
жений в Румынии канала ДунайЧерное море. Началось дви-
жение транспорта по новой автодороге Трансфэгерэшань, кото-
рая пересекла высокогорный массив Южных Карпат.
Произошли существенные изменения в территориальном раз-
мещении производительных сил, отмечалось выравнивание уров-
ней промышленного развития различных уездов страны. В на-
стоящее время каждый из уездов имеет не менее 12 из 18 отрас-
лей, по которым классифицируется промышленность Румынии,
причем машиностроительные и химические предприятия, а также
энергетические мощности имеются во всех уездах.
После 1965 г. было создано более 3,5 млн новых рабочих мест
(по сравнению с 2,2 млн в 19511965 гг.), что свидетельствует
о все еще преобладающей роли экстенсивных факторов экономи-
ческого развития. Темпы роста промышленного производства про-
должали оставаться высокими (13% в течение пятой пятилетки
(1971-1975 гг.) и 9,5% - в шестой (1976-1980 гг.)). К началу
80-х годов они начали снижаться. За первые два года седьмой
пятилетки (19811985 гг.) темпы роста промышленной продук-
ции возросли всего на 2,8%. В 1983 г. они составили 4,8%. В по-
следующие годы отмечался их дальнейший рост. Однако и к кон-
цу пятилетки они остались ниже запланированных. Снижение
темпов промышленного производства связано с тем, что факторы
экстенсивного развития оказались в значительной мере исчерпа-
ны, а переход к интенсивным факторам развития осуществляется
медленно. В материалах Национальной конференции РКП (де-
кабрь 1982 г.) отмечалось, что между развитием производительных
сил и развитием общественных и производственных отношений на-
блюдалось определенное отставание. Конференция подчеркнула,
что необходимо достигнуть полного соответствия между ними,
дальнейшего совершенствования общественных отношений, форм
руководства и планирования путем повышения роли масс в руко-
водстве производственным процессом, немедленного устранения
диспропорций, возникших между некоторыми секторами народно-
го хозяйства.
Высокие темпы индустриализации, огромный размах капи-
тального строительства привели к известному перенапряжению в
использовании материальных и людских ресурсов. Большой
ущерб (более 20 млрд долл.) был нанесен разрушительным зем-
летрясением 4 марта 1977 г.
Обозначившиеся в начале 80-х годов трудности в экономиче-
ском развитии страны связаны также с негативным влиянием ми-
рового энергетического кризиса, сложностями адаптации Румы-
нии к требованиям мирового рынка. Стремление облегчить реше-
ние проблем повышения научно-технического уровня промышлен-
ности за счет кредитов от капиталистических стран и отдельных
фирм привело к образованию задолженности, а также зависимо-
сти ряда отраслей промышленности в значительной мере от им-
порта сырья. На Национальной конференции (1982 г.) указыва-
лось, что особый упор будет сделан на дальнейшее сокращение
импорта и увеличение экспорта, с тем чтобы сократить, а затем
полностью погасить внешнюю задолженность. В то же время со-
кращение импорта, отмечалось на конференции, сказалось на
снижении темпов экономического развития.
Экономическое развитие страны сдерживается также недоста-
точно высокой производительностью сельского хозяйства, некото-
рым его отставанием от быстро возрастающих потребностей стра-
ны, возникшим несоответствием между обрабатывающей про-
мышленностью и энергосырьевой базой, имевшими место диспро-
порциями между производством средств производства и предме-
тов потребления. В настоящее время на повестку дня все более
выдвигаются задачи повышения эффективности производства:
быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса,
более эффективное участие Румынии в международном социали-
стическом разделении труда. Современный этап экономического
развития Румынии характеризуется тем, что возможности экстен-
сивного развития в известной мере исчерпаны, а переход к ин-
тенсивным факторам развития народного хозяйства является про-
цессом длительным и сложным. Рост промышленного производ-
ства и национального дохода должен происходить на данном
этапе в основном не за счет расширения рабочих мест, а за счет
повышения производительности труда во всех отраслях нацио-
нальной экономики. Состоявшийся в ноябре 1984 г. XIII съезд
РКП указал на необходимость усилить интенсивное развитие всех
отраслей промышленности и обновить структуру народного хо-
зяйства.
В центре экономической политики РКП в настоящее время
продолжает оставаться курс на опережающее развитие тяжелой
промышленности, приоритет таких отраслей, как энергетика, ма-
шиностроение, химия, металлургия, на долю которых к 1980 г.
приходилось 55% всего промышленного производства. Все боль-
ший упор делается на производство электронной и электротехни-
ческой продукции, средств автоматизации и вычислительной тех-
ники, точной механики, оптики. Румыния стала выпускать элек-
тронно-вычислительные машины, станки с программным управ-
лением и т. д. В связи с возникновением определенного разрыва
между созданными производственными мощностями и возможно-
стями их обеспечения сырьем и электроэнергией особое внимание
в 19811985 гг. обращалось на ускоренное развитие добывающих
отраслей промышленности, расширение энергетической базы, уси-
ление режима экономии топлива, сырья и материалов. В 1985 г.
было добыто 46,6 млн т угля, 10,7 млн т нефти, 27,2 млрд т
природного газа, произведено 71,8 млрд кВт. электроэнергии.
В 1985 г. было получено 13,8 млн т стали.
В поисках оптимальных размеров новых предприятий решено
строить в ряде случаев небольшие заводы, которые могли бы
быстро приспособиться к требованиям внутреннего и внешнего
рынка.
XIII съезд РКП одобрил директивы по социально-экономиче-
скому развитию Румынии в восьмой пятилетке (19861990 гг.)
и перспективные направления до 2000 г. По-прежнему важней-
шее внимание, как отмечалось в материалах съезда, будет уде-
ляться развитию и модернизации производительных сил и совер-
шенствованию производственных и общественных отношений.
Перед народным хозяйством поставлены задачи расширения энер-
гетической и сырьевой базы, совершенствования структуры про-
мышленной продукции, экономии сырья, энергетических ресурсов
и рабочей силы, повышения конкурентоспособности румынских
изделий на внешнем рынке. Все это должно привести к тому, что
в 1990 г. качественный и технический уровень румынской про-
мышленной продукции достигнет уровня экономически развитых
стран.
Завершение в 1962 г. производственного кооперирования кре-
стьянства, перевод сельского хозяйства на рельсы крупного со-
циалистического производства создали условия для подъема сель-
ского хозяйства, укрепления его материально-технической базы,
совершенствования форм организации и управления этой важной
отрасли народного хозяйства Румынии. В настоящее время па-
хотные угодья (около 10 млн га) занимают около 63% площади
страны. Социалистическому сектору принадлежит около 90%
сельскохозяйственной площади, а остальную занимают едино-
личные хозяйства, в основном в горных и предгорных районах.
По данным на 1983 г., в сельском хозяйстве было занято
3,3 млн человек (около 29% активного населения).
В принятой на XI съезде РКП Программе партии, в доку-
ментах съездов и пленумов подчеркивается необходимость соз-
дания в Румынии интенсивного, высокопродуктивного сельско-
хозяйственного производства, преодоления его отставания от
быстро растущих потребностей населения и промышленности,
увеличения экспортных возможностей, сбалансированного разви-
тия промышленности и сельского хозяйства. Важное значение
придается укреплению материально-технической базы в сельском
хозяйстве. Объем капиталовложений в сельское хозяйство возрос
с 51,6 млрд лей в 1966-1977 гг. до 126,3 млрд в 1976-1980 гг.
и 155 млрд в 19811985 гг. (без учета вложений, ассигнованных
на производство сельскохозяйственных машин, удобрений и т. д.).
В 1985 г. сельское хозяйство Румынии располагало 184 тыс. трак-
торов, 65 тыс. самоходных комбайнов и большим количеством
другой сельскохозяйственной техники, что позволило механизи-
ровать основные работы по севу и уборке сельскохозяйственных
культур. Однако процесс комплексной механизации сельскохо-
зяйственного труда до сих пор не завершен, лишь недавно нача-
лась модернизация транспорта на селе, складирование и хране-
ние продукции. Велики еще потери от эрозии почв, заболочен-
ности, наводнений и засух. В 19811985 гг. были осуществлены
работы по ирригации на площади 706,7 тыс. га. Сейчас орошает-
ся около 30% всех обрабатываемых площадей (3 млн га). В 1984г.
сельское хозяйство получило около 1,3 млн т удобрений, в сред-
нем более 100 кг на 1 га пахотной площади по сравнению с
27 кг в 1965 г. В 1982 г. впервые в истории Румынии было соб-
рано по тонне зерна на душу населения. В 1985 г. было собрано
23 млн т зерновых, 6,5 млн т сахарной свеклы, 6,7 млн т карто-
феля, 6,2 млн т овощей, более 2 млн т фруктов, около 2 млн т
винограда.
По данным на 1984 г., поголовье крупного рогатого скота
составило 6,7 млн голов, свиней 14,3 млн, овец и коз при-
мерно 19 млн. Характерными процессами для румынского сель-
ского хозяйства является сближение двух форм собственности
(государственной и кооперативной), создание межкооперативных
и агропромышленных объединений на базе производственных
сельскохозяйственных кооперативов, государственных хозяйств и
предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
В 1978 г. в Румынии насчитывалось 4415 сельскохозяйствен-
ных производственных кооперативов (СХПК) с 9 млн га сельско-
хозяйственных угодий из общей площади 14 млн га (примерно по
2 тыс. га на один кооператив). Они объединяют 2,4 млн кресть-
ян. В кооперативном секторе производится 40% валовой сельско-
хозяйственной продукции. Государственный сектор представлен
398 госхозами, которым принадлежит около 2 млн га земли. Зна-
чительная часть техники (тракторы, комбайны и т. д.) сосредо-
точена в государственных станциях по механизации сельского
хозяйства, которые обслуживают СХПК.
Наряду с развитием социалистического государственного и
кооперативного сектора в сельском хозяйстве значительное вни-
мание уделяется использованию резервов индивидуальных кре-
стьянских хозяйств, сохранившихся в настоящее время в горных
и предгорных районах, где не было условий для производствен-
ного кооперирования. В настоящее время в этих районах находит-
ся 801 территориальная коммуна, около 585 тыс. дворов. Частный
сектор здесь располагает 1,4 млн га сельскохозяйственных уго-
дий. В собственности крестьян-единоличников находится пример-
но около 1 млн голов крупного рогатого скота, 2,3 млн овец,
900 тыс. свиней. Кроме скотоводства, здесь занимаются садовод-
ством, виноградарством, овцеводством, возделывают зерновые и
фуражные культуры.
Удельный вес индивидуальных хозяйств в валовом производ-
стве сельскохозяйственной продукции составляет 4% зерновых,
20% картофеля, 1,5% мяса.
Несмотря на значительные успехи в развитии сельского хо-
зяйства, решение продовольственной проблемы, т. е. обеспечения
потребностей населения в продуктах питания, остается важной
задачей. С целью стимулирования материальной заинтересован-
ности тружеников сельского хозяйства в 1982 г. закупочные цены
на сельскохозяйственную продукцию были повышены в среднем
на 30%. Одновременно с 15 февраля 1982 г. повысились рознич-
ные цены на основные продукты питания примерно на 35% с
предоставлением некоторым категориям населения дотаций к за-
работной плате.
В сельском хозяйстве, так же как и во всей экономике, был
осуществлен целый ряд мер по совершенствованию организации,
управления и планирования сельскохозяйственного производства.
В 1966 г. был создан Высший совет сельского хозяйства, наде-
ленный широкими правами организации, планирования и руко-
водства сельскохозяйственными предприятиями. Для решения
специфических задач кооперативного сектора в 1966 г. был соз-
дан Национальный союз сельскохозяйственных кооперативов,
а также уездные и районные союзы и комиссии. Периодически
проводятся съезды крестьян-кооператоров, работников социали-
стического сектора сельского хозяйства и всего крестьянства.
В 1985 г. население Румынии составляло 22,8 млн человек.
Высокие темпы индустриализации обусловили отток сельского на-
селения в промышленность, на транспорт, в сферу обслуживания.
В 1984 г. в народном хозяйстве было занято 10,46 млн трудя-
щихся. В социалистическом секторе было сосредоточено 95% ак-
тивного населения. Создание большого числа новых рабочих мест
вызвало сильную миграцию: из перенаселенных аграрных райо-
нов люди двинулись в районы интенсивного промышленного
строительства. В промышленности, строительстве, на транспорте
и вообще вне сельского хозяйства работало в 1983 г. 7,6 млн че-
ловек (или 71% самостоятельного населения по сравнению с 25%
в 1950 г.). Уже к середине 70-х годов удельный вес рабочих в
социальной структуре превысил 50%. Этот безусловно прогрессив-
ный в целом процесс изменения социальной структуры протекал
сложно.
Формирование рабочего класса главным образом за счет не-
давних выходцев из деревни отразилось на качественном уровне
рабочей силы. Вчерашний крестьянин не сразу приобретал тру-
довые навыки промышленного рабочего, менял свою психологию
и привычки, да и становление его как квалифицированного ра-
ботника протекало значительно сложнее, чем выходцев из среды
потомственных рабочих. До сих пор велика и маятниковая миг-
рация. Около 2 млн человек, постоянно проживающих в селах,
работают в промышленности. Наличие большого числа рабочих-
крестьян вносит свои особенности в образ жизни, качество труда
этой категории рабочего класса. На фоне широкой миграции
сельского населения удельный вес потомственных рабочих в
промышленности является сравнительно незначительным, хотя в
последние годы усилился приток на заводы молодежи, окончив-
шей среднюю школу и профессиональные училища: только в
1983 г. в трудовую жизнь таким путем включилось почти
300 тыс. человек. В последнее время возрос удельный вес людей
высокой квалификации: к началу 80-х годов более 80% составля-
ли квалифицированные рабочие. В 1983 г. народное хозяйство
пополнилось 36 тыс. специалистов с высшим образованием.
В результате индустриализации страны быстрое развитие по-
ручили города. Городское население возросло с 23% в 1949 г.
до 50% к середине 80-х годов. Значительный рост городского на-
селения обусловил и ряд трудностей, связанных с увеличением
потребностей в продуктах питания, в жилье, развитии транспор-
та, бытовых услуг и т. д.
В ходе производственного кооперирования крестьянство из
различных социально-классовых групп сельского населения
трансформировалось в единый социалистический класс коопера-
тивного крестьянства. Характерными чертами нового уклада на
селе стали коллективный труд, распределение доходов в зависи-
мости от его количества и качества.
В сельском хозяйстве, хотя и гораздо медленнее, чем в про-
мышленности, происходит возрастание доли квалифицированного
труда, особенно в секторах, связанных с механизацией, специали-
зацией отдельных видов производства, переходом к созданию аг-
рарно-промышленных комплексов. В демографии села имеются
свои сложности: если на начальном этапе в условиях аграрной
перенаселенности массовый отток людей в городе являлся, безус-
ловно, положительным моментом, то этот процесс в настоящее
время чреват и негативными последствиями. Так, происходит ста-
рение п феминизация деревни, ощущается нехватка квалифици-
рованных кадров, особенно в сельскохозяйственных производст-
венных кооперативах. Если в промышленности к началу 80-х го-
дов более половины занятых составляли лица в возрасте до 30 лет,
то в сельском хозяйстве две трети работающих женщины стар-
ше 45 лет.
Важное и все растущее значение в социальной структуре на-
селения занимает интеллигенция. За десятилетия социалистиче-
ского строительства вырос новый отряд интеллигенции, вышед-
ший из рядов рабочего класса и крестьянства и тесными узами
связанный с жизнью народа. Развитие промышленности и дру-
гих отраслей народного хозяйства и расширение сети научных
заведений обусловили быстрый рост технической интеллигенции.
Вместе со служащими интеллигенция составляет около 14% ак-
тивного населения.
В социальной структуре еще сохраняется прослойка мелких
частных хозяйств некооперированных ремесленников, кустарей
и лиц свободных профессий в городах (0,8%).
Говоря о социально-классовой структуре, следует подчерк-
нуть, что основной тенденцией развития румынского общества на
современном этапе является сближение классов и социальных
слоев, движение к созданию в будущем социально однородного
общества. Однако это длительный и сложный процесс, который
завершится с переходом социалистического общества к ком-
мунизму.
За период с 1981 по 1985 г. национальный доход возрос на
24,1% и составил 750,8 млрд лей. 69% этого дохода было выде-
лено в фонд потребления. Объем бюджетных расходов на соци-
ально-культурные нужды составил 430 млрд лей, или 13 тыс. лей
в расчете на одну семью. В 1985 г. фонд заработной платы ра-
бочих и служащих возрос на 33% по сравнению с 1980 г.
В связи с этим среднемесячная номинальная заработная плата
возросла с 2238 лей (в 1980 г.) до 3000 лей (в 1985 г.), а ре-
альная, по данным румынской статистики,на 8%. За тот же
период доходы крестьянства повысились на 12%.
Постоянно увеличиваются пенсии по государственному со-
циальному обеспечению (с 1335 лей в среднем в 1980 г. до
1798 в 1985 г.).
Начиная с 1965 г. рабочие и служащие с заработной платой,
не превышающей среднюю, а с 1970 г. кооперированные кресть-
яне получают пособия на каждого ребенка. Государственные ас-
сигнования для этой цели возросли с 10,7 млрд лей в 1980 г. до
14 млрд в 1985 г. и охватывают 4,8 млн детей. За период 1981
1985 гг. было построено 706 700 новых квартир, что позволило
обеспечить в среднем более 10 кв. м жилой площади на человека.
Вместе с тем экономические трудности, проявившиеся в годы
седьмой пятилетки (19811985 гг.), значительная внешняя за-
долженность западноевропейским странам негативно сказались на
материальном положении трудящихся: возникли трудности в
снабжении населения некоторыми продуктами питания, с по-
ставкой электроэнергии, газа и топлива для бытовых нужд.

Назад к содержимому | Назад к главному меню