Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Культурная жизнь

Страны в истории > Румыния

За четыре десятилетия, прошедшие после освобождения, в Ру-
мынии наряду с коренными преобразованиями в социально-эко-
номической жизни общества осуществлена подлинная культурная
революция. Процессы социалистического строительства в стране
с отсталой экономической базой, низким уровнем материального
благосостояния трудящихся в условиях массовой неграмотности
населения определили динамичный характер культурной полити-
ки, активная, созидательная роль которой, в свою очередь, оказа-
ла прямое воздействие на развитие и упрочение нового общества.
Руководствуясь ленинским положением о том, что социализм
может быть построен только образованными людьми, коммунисты
считали вопросы образования и культуры неотъемлемой частью
революционной программы. Культурная революция в Румынии
началась с самого простого и одновременно самого важного
с ликвидации неграмотности. Перепись населения в 1945 г. об-
наружила в стране 4,2 млн неграмотных. Реформа народного об-
разования, осуществленная в 1948 г., распахнула двери школ для
всех трудящихся. Система просвещения получила единую орга-
низацию, обеспечивая переход с одной ступени обучения на
другую, при этом образование в стране стало бесплатным. В се-
редине 50-х годов неграмотность была почти полностью ликвиди-
рована, а в 1964 г. завершен переход к обязательному 8-летнему
обучению, что явилось крупнейшим достижением как по масшта-
бам, так и по своим глубоким последствиям, открывающим новые
перспективы развития науки и культуры и широкие возможности
приобщения масс к культурным ценностям.
В последующий период система образования, являясь одним
из важнейших механизмов культурной политики государства,
развивалась и совершенствовалась в соответствии с ростом со-
циально-экономических потребностей и новых задач, встававших
перед румынским обществом. Апрельский Пленум ЦК РКП в
1968 г. подчеркнул прямую взаимосвязь процессов создания раз-
витой экономической структуры народного хозяйства с необходи-
мостью повышения уровня образования и профессиональной под-
готовки населения. Партия приняла тогда решение о постепен-
ном введении обязательного 10-летнего обучения для молодежи и
обеспечении более тесной связи школы с трудовой практикой и
воспитательным процессом.
Новый этап развития народного хозяйства страны в условиях
возрастающего влияния научно-технического прогресса потребо-
вал в конце 70-х годов существенного изменения структуры и
содержания системы образования, которая должна была учиты-
вать перспективы завтрашнего дня НТР. Значение своевременной
перестройки процессов обучения особенно возросло в связи с
увеличением роли интеллектуального труда в условиях НТР.
С учетом этих требований законом 1978 г. была проведена ре-
форма румынской системы образования, выразившаяся в реорга-
низации сети учебных заведений в целях подготовки квалифици-
рованных кадров и специалистов для народного хозяйства на
уровне общеобразовательных школ и лицеев.
Ныне система обучения включает такие основные элементы,
как дошкольная ступень (которой охватываются в детских садах
дети от трех до шести лет) ; всеобщее и обязательное школьное
образование с 10-летним сроком обучения; средпее специальное
лицейское образование, подразделяемое на две ступени продолжи-
тельностью по два года каждая. При этом первая ступень лицея
является составной частью обязательного 10-летнего обучения,
но при этом дает профессиональную ориентацию и начальную
подготовку по избранному профилю.
В соответствии с Программой РКП к 1990 г. предусматрива-
ется осуществить переход к всеобщему обучению молодежи на
уровне второй ступени лицея, т. е. обязательного 12-летнего об-
разования. Сейчас же около 50% завершивших обучение на пер-
вой ступени лицея продолжают образование в лицее второй сту-
пени, остальные идут либо в профессионально-технические
училища, либо на производство. Около 20% выпускников обще-
образовательных школ и лицеев готовятся к поступлению в выс-
шие учебные заведения. Система высшего образования рассчитана
на две формы обучения: 1) специализированная и сокращенная
сроком до трех лет (программа подготовки младших инженеров,
учителей и т. д.); 2) высшая ступень сроком до шести лет.
В системе послеинститутского обучения проходят переподго-
товку дипломированные специалисты по новейшим научно-техни-
ческим направлениям производства, сферы управления, в области
научно-исследовательской работы и культуры, где требуется по-
стоянное расширение и углубление знаний.
Перестройка системы образования позволила в настоящее
время значительно увеличить охват молодежи различными фор-
мами обучения. Так, в 1984 г. обучалось более четверти населе-
ния страны 5 млн 690 тыс. человек. Выпускники вузов в том
же году составили 35,2 тыс. (среди них преобладали технические
специалисты 23,9 тыс. человек), что почти втрое превысило
уровень 1965 г. Число специалистов со средним специальным об-
разованием увеличилось с 230 тыс. в 1965 г. до 610 тыс. в 1984 г.,
что составило 12% всех рабочих и служащих, а численность ра-
бочих ii служащих с высшим образованием достигла 8%.
В Румынпп после освобождения страны от фашизма сформи-
ровалась новая, народная интеллигенция. По крайней мере свы-
ше 90% специалистов с высшим образованием, работающих в на-
родном хозяйстве, получили свои дипломы в годы социалисти-
ческого строительства. В 1965 г. представителей интеллигенции
и служащих в республике насчитывалось 1,1 млн, а в 1976 г.
около 1,5 млн; их доля в структуре населения составляла соот-
ветственно 11,9 и 14,7%. Согласно прогнозам, численность этого
социального слоя к 1990 г. но сравнению с 1976 г. возрастет еще
на 467 тыс. человек, а его доля достигнет 17,1% активного насе-
ления СРР. В социально-классовой структуре страны интеллиген-
ция по своему удельному весу переместилась на второе место,
оттеснив крестьянство на третье. Как и в других странах социа-
листического содружества, особенно быстро в Румынии росла
численность интеллигенции, занятой в сфере материального про-
изводства. Если в 1938 г. в Румынии было всего-навсего 9 тыс.
инженеров, то к концу восьмой пятилетки их насчитывалось уже
более 400 тыс.
Внимание, уделяемое народной властью в послевоенные годы
развитию высшей школы, привело к значительному росту чис-
ленности научных кадров. В этой области Румыния широко
использовала опыт и помощь Советского Союза, где за первые
два десятилетия получили высшее образование свыше 2 тыс. ру-
мынских юношей и девушек. Сейчас в стране имеется 19 уни-
верситетских центров (в 1938 г. всего 3) со 187 факультетами.
На подъеме находится научно-исследовательская работа. В науч-
ных и инженерно-проектных организациях было занято в 1965 г.
около 45 тыс., а в 1984 г. уже свыше 235 тыс. человек. Наука
стала производительной и преобразующей силой строительства
социализма. Статистика подтверждает, что свыше 2500 типов
машин, оборудования, аппаратуры и установок, более 900 видов
материалов и товаров потребления, около 750 технологий внедре-
но в производство только в 1982 г., и все эти новейшие разработ-
ки произведены румынскими исследователями.
Государство выделяет крупные средства на расширение науч-
но-изыскательской деятельности в области фундаментальных и
прикладных наук, которые имеют первоочередное значение для
производства. Так, за период с 1965 по 1980 г. ассигнования на
научные исследования, ориентированные на промышленное и
технологическое развитие, сельское хозяйство и другие сферы ма-
териального производства, выросли в 10 раз. В этом отношении
широкие перспективы открывает «Директивная программа науч-
ного исследования и внедрения технического прогресса», разра-
ботанная и одобренная XII съездом РКП. Она рассчитана до
1990 г. и на последующее десятилетие в своей прогнозирующей
части и охватывает широкую сферу приоритетных направлений
фундаментальных и прикладных исследований в соответствии с
тенденциями современной научно-технической революции от
геологии до математики и информатики, от химии и металлургии
до биологии, агрономии, медицины и общественных наук. Более
3 тыс. тем включено в эту программу, из них примерно 2,5 тыс.
непосредственно связаны с задачами развития материального
производства. Главная цель «Директивной программы» достичь
того, чтобы девять десятых новейших производственных разра-
боток базировались на национальных исследованиях.
Событием особого значения в разработке перспектив многосто-
роннего прогресса румынской науки явился первый съезд по
науке и образованию, состоявшийся в ноябре 1985 г. в Бухаресте.
Проходивший в преддверии новой пятилетки крупный форум на-
учной общественности создал Национальный совет науки де-
мократический руководящий орган системы образования СРР, на
который была возложена ответственность за выполнение решений
XIII съезда РКП по осуществлению научно-технической револю-
ции в стране с учетом обеспечения постоянного взаимодействия
между образованием, наукой и потребностями народного хозяй-
ства в новейших достижениях прогресса. Как было подчеркнуто
на съезде, новая программа развития науки и технологии име-
ет под собой вполне реальную основу для реализации, ибо ей
предшествовали результаты научно-исследовательской деятель-
ности и соответствующие условия материальной базы румынской
науки.
Румынские ученые добились значительных успехов в области
создания отечественной школы органической химии, физико-хи-
мических исследований под руководством академиков И. Мургу-
леску ii К. Пеницеску. Разработки в сфере макромолекулярной и
неорганической химии здесь особенный вклад внесли своими
открытиями академики Р. Рипан, Е. Ангелеску и К. Симионе-
скуобеспечили развитие целлюлозной промышленности, произ-
водство пластмасс, нашли применение в фармацевтической про-
мышленности. Следует также отметить румынскую школу атом-
ной и ядерной физики X. Хулубея, исследования Ш. Цицейки в
области термодинамики и теоретической физики. Серьезные до-
стижения в электротехнике и энергетике, электронике и автома-
тике, механике, аэродинамике, технологии сварки металлов при-
надлежат академикам С. Георгиу, Е. Карафоли, А. Белешу,
Ш. Балану, Р. Рэдулецу и другим ученым. Некоторые отрасли
румынской промышленности, например горная, нефтяная, газо-
вая, оснащены машинами и оборудованием национального про-
изводства.
Больших успехов добились румынские биологи и медики,
о чем свидетельствует школа К. Пархона в эндокринологии,
Г. Бенетато и Д. Даниелополу в физиологии, А. Крейндле-
ра в неврологии, Д. Багдасара, И. Хатиегану, Н. Хортоло-
мея в хирургии. Достижением секции биологических наук яв-
ляются фундаментальные исследования по флоре и фауне СРР.
Результаты разработок и изысканий ученых-геологов, положен-
ные в основу первого в истории страны «Геологического атласа
СРР», способствовали успешному использованию залежей полез-
ных ископаемых и открытию новых месторождений нефти, газа,
коксующегося угля, железной руды.
Румынская коммунистическая партия уделяет серьезное вни-
мание развитию общественных наук. В этом направлении задача
концентрации сил ученых-обществоведов, координации тем и
планов исследований по общественным наукам возложена на соз-
данную в 1970 г. Академию социальных и политических наук,
объединяющую восемь секций: экономики, философии и логики,
истории и археологии, юридических и политических наук, педаго-
гики и психологии, социологии, теории и истории искусства и
литературы.
После освобождения страны начался процесс утверждения
марксистско-ленинской науки в борьбе с различными идеалисти-
ческими, националистическими концепциями, господствовавшими
в румынском обществоведении.
Важную роль в становлении марксистской методологии сыг-
рало распространение работ классиков научного социализма.
Значительным тиражом выходили произведения основоположни-
ков марксизма-ленинизма, больше всего труды В. И. Ленина.
Ширились связи и сотрудничество между советскими и румын-
скими писателями, художниками, деятелями искусства. В мае
1958 г. в Москве было создано Общество советско-румынской
дружбы. Опираясь на традиции отечественной мысли, на дости-
жения общественных наук в СССР, формировались современные
школы историков, философов, правоведов, литераторов. На пози-
ции марксизма перешли румынские ученые-философы М. Раля,
Р. Флориан, Д. Д. Рошка, Д. Бэдэрэу.
В исторических исследованиях наряду с представителями
старшего поколения историков-марксистов М. Роллером, П. Кон-
стантинеску-Яшь, Мироном Константинеску, И. Попеску-Пуцу-
рем появилась плеяда молодых исследователей, начавших раз-
работку вопросов отечественной истории, революционного и в
особенности рабочего движения в Румынии, истории коммунисти-
ческой партии.
В настоящее время главное направление социально-философ-
ской мысли в СРР составляет разработка основных проблем диа-
лектики развития социалистического общества. В центре теоре-
тических партийных документов и исследований философов
находятся вопросы возрастания руководящей роли партии в
строительстве социализма, диалектика общего и особенного, на-
ционального и интернационального в теории и практике социали-
стического строительства, социальные противоречия в условиях
социализма, историческая роль наций в современную эпоху. Ис-
следуются проблемы этики, эстетики, философии культуры, боль-
шое внимание уделяется изучению истории румынской и всемир-
ной философии. В разработку проблем философской науки на
современном этапе внесли определенный вклад работы К. Гулиана,
Э. Галла, И. Четерки, И. Митрана.
В области изучения исторических наук центральное место за-
нимают Институт исторических и социально-политических иссле-
дований при ЦК РКП, Институт истории «Н. Йорга», Институт
по исследованию Юго-Восточной Европы. Основное внимание ру-
мынских историков привлекают проблемы национальной истории,
а среди них выделяются вопросы общедемократического, рабоче-
го и крестьянского движения. История развития РКП, ее связей
с массовым демократическим движением и оорьбы за народный
фронт в межвоенный период разрабатывалась в трудах П. Кон-
стантинеску-Яшь. Академику А. Оцети принадлежит ряд круп-
ных монографических исследований в области новой истории
Румынии, революции 1821 г., по проблемам развития аграрных
отношений при капитализме. Под его редакцией вышло четыре
тома первого обобщающего труда по национальной истории Ру-
мынии, охватывающие период до 1878 г. Период Дакийского го-
сударства наиболее полно представлен в работах К. Дайковичиу,
Р. Вулпе. Академик М. Берза плодотворно занимался изучением
истории отношений Дунайских княжеств с Оттоманской империей
и вопросами генезиса средневековой культуры. Многочисленные
монографические исследования по истории формирования фео-
дальных румынских княжеств принадлежат перу известных исто-
риков СРР ÏÏI. Паску, Ш. Штефэнеску, Э. Лазареску.
Прогресс румынских исследований по проблемам развития ин-
тернациональных связей компартии, рабочего и демократического
движения страны с международным коммунистическим движени-
ем, СССР и другими социалистическими странами в значитель-
ной степени определялся работами Румыно-советского научного
института, который осуществлял свою деятельность в 5060-го-
дах, популяризируя достижения советской науки и техники, опыт
социалистического строительства в СССР.
Расцвет румынской науки в годы социализма неразрывно
связан с всесторонним сотрудничеством между учеными СРР и
других социалистических стран. Уже в первые годы социалисти-
ческого строительства была преобразована Академия Румынии.
В ее рамках стали действовать 53 научно-исследовательских ин-
ститута. Широко развернулось сотрудничество с научно-исследо-
вательскими и проектными институтами СССР. Между Академией
СРР и Академией наук СССР осуществляются плодотворные
контакты на основе долгосрочных соглашений и ежегодно возоб-
новляемых планов сотрудничества, что значительно расширяет
рамки научных связей, способствует развитию совместных двух-
и многосторонних целевых исследований по проблемам, представ-
ляющим взаимный интерес.
Представители научной общественности СРР активно участ-
вуют в международных встречах ученых, научных конгрессах.
В последние годы многие международные форумы ученых про-
водились в Румынии.
Социально-политические преобразования румынского общест-
ва в условиях народно-демократической революции и социали-
стического строительства предопределили направленность про-
цессов обновления литературы и искусства в Румынии. Антибур-
жуазная настроенность румынской литературы, усиленная анти-
фашистскими и антивоенными позициями демократического ла-
геря творческой интеллигенции страны, ускорила ее переход к
социалистическому реализму. Новые идеи и новая жизнь нашли
отражение прежде всего в творчестве писателей старшего поко-
са?
лепия, начавших свой путь еще в 2030-е годы, М. Садовяну,
К. Петреску, Ч. Петреску продолжали плодотворную деятель-
ность в литературе новой народной Румынии. Свой вклад в об-
щее дело строительства новой культуры и развития социалисти-
ческой духовности внесли и многие другие писатели и поэты Ру-
мынии Джео Богза, Тудор Аргези, Эужен Барбу, Захарие
Станку, Михай Бенюк, имена которых навсегда вписаны в исто-
рию румынской литературы. На основе прогрессивных традиций
отечественной демократической культуры, впитывая пафос рево-
люционных перемен, в Румынии развивалась социалистическая
культура. В 1949 г. был создан Союз писателей. Коммунистиче-
ская партия поставила перед Союзом задачу создания произведе-
ний литературы, «отражающих глубокие преобразования, проис-
ходящие в стране на ее пути к социализму, и, более того, лите-
ратуры, играющей роль активного фактора» в деле социалисти-
ческого строительства.
Социальные проблемы заняли важное место в литературе 50-х
годов. Получили широкое признание новые работы М. Садовя-
ну повесть «Митря Кокор» (1949) и роман «Никоара Подкова»
(1952), которые были обращены к жизни румынского крестьян-
ства и раскрывали необходимость глубокой перестройки общест-
венных отношений в деревне. Большое общественное значение
приобрел роман Ч. Петреску «Люди вчерашнего, сегодняшнего и
завтрашнего дня» (1955), отражавший характерные особенности
развития румынского общества и нарастание кризисных тенден-
ций в политической жизни межвоенной Румынии. Трехтомный
роман К. Петреску «Человек среди людей» (19531957) был
посвящен проблемам поиска интеллигенцией своего места и
осозпания роли в общей борьбе румынского народа за свободу и
социальный прогресс. Героические страницы истории антифашист-
ского сопротивления и борьбы румынских коммунистов за со-
циализм воссозданы в романах Э. Барбу «Северное шоссе»,
Фр. Мунтяну «Статуи никогда не смеются». Социалистическим
преобразованиям страны посвящен роман Надя Иштвана «Доро-
га к свету». В романе Марина Преды «Морометы» (1955,
т. 1; 1967, т. 2) представлен мир румынского села в межвоенный
период, а затем в эпоху глубоких социальных и политических
послевоенных преобразований, осуществляемых в народной Ру-
мынии.
Усилению идеологической работы среди писателей, сплочению
их на позициях социалистического реализма способствовал 1-й
съезд румынских писателей, состоявшийся в июне 1956 г. Он по-
казал, что Союз писателей в условиях народной власти сумел
объединить творческие силы литераторов на марксистской идей-
но-эстетической платформе.
Высокие партийные требования об усилении общественной
функции литературы были выражены в критических статьях га-
зеты «Скынтейя» в июле 1958 г. и сентябре 1959 г., которые на-
носили удар по примиренчеству и пережиткам буржуазной идео-
логии в среде творческой интеллигенции. Они призывали со-
временных авторов изучать новую жизнь, в которой утверждался
новый тип героя строителя социализма на земле Румынии.
Партия подчеркивала необходимость всемерно поддерживать
творчество тех представителей старой интеллигенции, которые
избрали для себя путь служения новому обществу, интересам
трудящихся. Выступления партийного печатного органа с кри-
тическим анализом положения дел в румынской литературе вы-
явили болевые точки ее развития и поставили перед партией и
всем идеологическим фронтом задачу повысить уровень политико-
воспитательной работы среди творческой интеллигенции, обратив
особое внимание на формирование ее молодого поколения с твер-
дым марксистско-ленинским мировоззрением.
На рубеже 7080-х годов в румынской литературе активно
проявило себя новое поколение прозаиков Д. Попеску,
Ф. Нягу, поэтов Н. Стэнеску, М. Сореску, Ана Бландиана,
Нина Касиан и др. Это то самое поколение, которое определило
новые пути развития литературы социалистической Румынии и
во многом ответственно за перспективы современного литератур-
ного процесса.
В настоящий период расширилась проблематика литератур-
ных произведений. Наряду с художественными работами патрио-
тического и социалистического звучания все большее место стали
занимать психологический роман, исторические повести и пьесы,
произведения философского осмысления, интимная лирика, эле-
гия. Получил расцвет фольклор, основанный на глубоко нацио-
нальных традициях.
В репертуаре румынских драматических театров главенствую-
щая роль принадлежит отечественной драматургии. Наряду с
произведениями классиков И. Л. Караджале, В. Александри,
Б. Делавранчи на сценах театров ставятся пьесы румынских ав-
торов межвоенного периода Л. Благи, Д. Замфиреску, М. Се-
бастьяна. Но значительное внимание сегодня уделяется и поста-
новкам на актуальные темы. Обновление румынской драматургии
идет параллельно с обновлением искусства сценического вопло-
щения. На румынской сцене своеобразно переплетаются формы и
стили различных школ актерского мастерства, что связано с по-
исками каждым театром своего творческого лица, а соответствен-
но и зрителя.
Приветствуя новаторские поиски современных авторов, их тен-
денцию к постановке значительных морально-этических проблем,
желание использовать углубленный психоанализ для раскрытия
индивидуального мировосприятия, румынская критика в то же
время предупреждала их об опасности впасть в формалистиче-
скую манерность. На X съезде РКП подвергались осуждению
тенденцип абстракционизма в литературе и искусстве. Неодно-
кратно Н. Чаушеску в выступлениях на партийных форумах,
при встречах с деятелями культуры и искусства подчеркивал
важность создания произведений, проникнутых революционным
гуманизмом, здоровым оптимизмом в отношении к обществу,
миру, будущему.
Расширенный Пленум ЦК РКП, состоявшийся в июне 1982 г.
и посвященный вопросам идеологической, политико-воспитатель-
ной деятельности партии, вновь поставил перед литературой и
искусством задачу повысить их роль и ответственность в социа-
листическом воспитании населения, обращаться к реалистическим
традициям в национальной культуре румынского народа, к понят-
ным народу формам творчества, отражая его заботы, чаяния и
стремления.
На начальном этапе осуществления культурной революции в
стране возникли творческие союзы композиторов, художников,
архитекторов, журналистов, объединившие усилия лучших пред-
ставителей литературы и искусства в созидании социалистиче-
ской культуры, произведений социалистического реализма, в осу-
ществлении высокого долга служения народу.
За годы социализма сложный и в целом плодотворный путь
прошло румынское изобразительное искусство. В конце 40-х го-
дов была осуществлена реорганизация художественного обучения
в стране.
В художественные институты Бухареста и Клужа был ши-
роко открыт доступ молодым талантам из среды трудящихся
города и деревни. В 1949 г. учрежден Художественный фонд
страны, в 1950 г. образован Союз работников изобразительных
искусств. Под влиянием революционных преобразований, проис-
шедших в стране, признанные мастера межвоенного периода
Камил Рессу, Иосиф Изер, Анри Катарджи создавали много-
численные произведения, посвященные новому человеку, сохра-
няя присущие им индивидуальные колористические нюансы и ре-
шения. Среди нового поколения художников эпохи социалистиче-
ского строительства пользуются известностью Корнелиу Баба,
Александру Чукуренку, Ион Пача, Ион Георгиу. Несмотря на
разные пути, которыми каждый из них шел, всех их объединяет
национальная почва, национальные истоки творчества и особое
чувство цвета, которое отличает румынскую школу живописи.
Широко известны такие работы А. Чукуренку, как его «Рабо-
чий» и «Ана Ипэтеску» (последняя посвящена героине револю-
ции 1848 г.). Динамика характеров на этих двух картинах, каза-
лось бы, прямо противоположна: вся в движении Ана Ипэтеску,
энергия ее порыва выплескивается мастером на полотно, и не-
подвижно стоящий, сильный, уверенный в себе рабочий. Вместе с
тем в этой неподвижности не покорность судьбе, а сила и воля
творца своей судьбы.
К. Баба работал во многих жанрах, но наибольшее внимание
привлекают его портреты, например портрет М. Садовяну, «Жен-
ский портрет», а также тематические картины «Отдых в поле»,
«Крестьяне». К. Баба был избран почетным членом Академии
художеств СССР как видный представитель искусства социали-
стического реализма в Румынии.
Вида Геза скульптор старшего поколения (19131980).
В 70-е годы он создал один из лучших скульптурных ансамб-
лейпамятник, посвященный движению сопротивления в Мара-
муреше, патриотам, погибшим в борьбе с фашизмом.
Значительные изменения произошли в музыкальной жизни
страны. Музыкальная культура в социалистической Румынии об-
ращена " к широким массам. Главным источником вдохновения
для современных композиторов служит народное творчество. Ру-
мынская музыкальная школа формирует композиторов и испол-
нителей, давая им разностороннюю профессиональную подго-
товку.
Многие румынские музыканты получили образование или
специализировались в СССР и других странах. За послевоенные
годы получили известность Ион Думитреску, Анатоль Виеру,
Тпбериу Олах, Аурел Строе и др.
Значительных успехов достигло исполнительное искусство.
Оно стало известно за рубежом благодаря таким музыкантам, как
дирижер Дж. Джорджеску, инструменталисты Иону Войку,
Штефану Рухе, Валентину Георгиу, певцы Николае Херля, Зенаи-
де Палли, Елене Черней, Дану Иордэкеску, Людовику Шписсу.
Высокой оценки в зарубежных гастролях удостоились хор «Мад-
ригал», ансамбли народной песни и пляски, многочисленные ис-
полнители народной музыки. Лауреатом Международного конкур-
са им. П. И. Чайковского в 1986 г. стала молодая румынская
скрипачка М. Ангелеску.
Начиная с 1958 г. в Бухаресте регулярно раз в три года про-
водятся международные фестивали и конкурсы им. Джордже
Энеску.
Кинематография одно из молодых искусств СРР. В 1949 г.
народно-демократическое правительство приняло решение о раз-
витии национального кинематографа. С помощью советских спе-
циалистов в Буфте, вблизи Бухареста, был построен крупный
киноцентр. В 1949 г. был снят первый художественный фильм
послевоенной Румынии. За период с 1949 по 1965 г. выпущен
131 фильм, а за последующие годы уже 250 с лишним, причем
все полнометражные. Одна из ведущих тем румынского кино
отражение наиболее значительных событий в истории румынско-
го народа и коммунистической партии. Так, создана целая «на-
циональная эпопея» таких исторических фильмов, как «Михай
Храбрый», «Колонна», «Кантемир», «Буребиста», «Булава за
тремя печатями», «Возвращение господаря Лэпушняну» и др.
Большим успехом пользуются румынские мультипликацион-
ные фильмы Иона Попеску-Гопо, одного из крупнейших в мире
мастеров этого жанра.
Годы социалистического развития Румынии принесли ее ар-
хитектуре настоящий расцвет, выразившийся и в разнообразии
строительных программ, и в размахе самого строительства.
К числу известных архитектурных комплексов принадлежит Зал
Дворца СРР (архитектор Хория Майку), павильон Выставки до-
стижений народного хозяйства (Асканио Дамьян), здание Румын-
ского телевидения (коллектив авторов).
Проектирование и строительство крупных городских жилых
кварталов в Бухаресте, курортных комплексов на Черномор-
ском побережье, ансамблей вокзальных площадей в Констанце и
Брашове, площади Объединения в Яссах, новое здание Нацио-
нального театра в Бухаресте, отель «Интерконтиненталь», аэро-
порт «Отопень» и другие подобные сооружения раздвинули гори-
зонты современной румынской архитектуры.
Итоги пути, пройденного социалистической культурой Румы-
нии за ее послевоенные десятилетия, подвел III съезд политиче-
ского воспитания, состоявшийся в 1985 г. Отметив не только ко-
личественные, но и качественные изменения в развитии культу-
ры, ее форм и сфер проявления, съезд выявил органическую связь
культуры социалистического общества с человеком, многогранным
развитием его личности. Как подчеркивалось на съезде, было бы
ошибкой рассматривать достигнутый уровень социалистической
культуры как социальный идеал, после которого некуда было бы
стремиться. Но культурная революция в условиях строительства
социалистической Румынии выполнила свою главную задачу, ор-
ганически связав материальные и духовные ценности социализма
с ролью человека как их созидателя.
* * *
Прошедшие десятилетия развития Румынии по пути социализма
ознаменованы глубокими революционными преобразованиями во
всех сферах жизни общества. В настоящее время румынский
народ с законной гордостью говорит о достижении главных це-
лей, за которые вели длительную борьбу представители предыду-
щих поколений. Победа социализма устранила эксплуатацию че-
ловека человеком, установила подлинную демократию для
трудящихся и реально обеспечила их социальные и политические
права.
В приветствии ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета
СССР и Совета Министров СССР румынскому народу по случаю
национального праздника Дня освобождения Румынии от фа-
шистского ига, 42-й годовщины антифашистской и антиимпериа-
листической революции, социального и национального освобож-
дения подчеркивался тот факт, «что рабочий класс, трудящие-
ся страны под руководством своего авангарда коммунистиче-
ской партии в исторически короткие сроки превратили Румынию
в страну с современной промышленностью и сельским хозяйст-
вом, развитой наукой и культурой свидетельство огромной
преобразующей силы социализма».
Опыт социалистической революции и строительства нового
общества в Румынии убедительно подтвердил, какое важное зна-
чение имеют дружба, тесное сотрудничество и взаимопомощь
братских стран социалистического содружества для их успешно-
го продвижения по пути прогресса. Выход социалистических
стран на новые рубежи развития в условиях современной между-
народной обстановки настоятельно требует наращивания их вза-
имодействия, сплоченности и единства на основе принципов со-
циалистического интернационализма, общности идей и целей.
В этом единстве важнейшая гарантия укрепления и расцвета
каждого социалистического государства и всего мирового социа-
листического содружества в борьбе за идеалы коммунизма и мира.


Назад к содержимому | Назад к главному меню