Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

ИСТОРИЯ ДОИНКСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПЕРУ

Страны в истории > Перу

К моменту первых контактов с европейцами в XVI в. население того района ми¬ра, который занимает ныне республика Перу, прошло долгий путь исторического развития от первобытных охотников эпохи позднего плейстоцена до раннеклассо¬вых государств и империй.
Своеобразие развития и тесные связи между народами, населявшими этот район, позволяют выделять его в особую культурно-историческую область - Центральные Анды. Наряду с Мезоамерикой и Промежуточной областью он входил в обширную зону древних цивилизаций Нового Света, протянувшуюся от Центральной Мексики до Боливийского Альтиплано.
Территория Перу распадается на три большие природно-географические зоны. Это коста - узкая прибрежная полоса каменистой пустыни, прорезанная долинами небольших речек, сбегающих с Анд в Тихий океан; сьерра - горные хребты и плоскогорья, разделенные глубокими долинами больших и малых рек, и монтанья - восточные склоны Анд, покрытые тропической растительностью и переходящие в Амазонскую низменность.
Разнообразие природных условий и ресурсов во все эпохи древнейшей истории Перу определяло специфику экономики и культуры различных районов и в то же время способствовало развитию обмена между зонами, шедшего по речным доли¬нам и горным перевалам. При огромном (более 4000 м) перепаде высот большую роль в жизни древнего человека играла также вертикальная зональность.
Изучение древностей Центральных Анд началось практически сразу после испанского завоевания в 30-е годы XVI в.1 Много сведений о государстве инков, с ко¬торым столкнулись конкистадоры, содержится в хрониках и прочих письменных источниках вплоть до XVIII в. В них есть также информация, связанная с другими на¬родами и с эпохами, предшествующими установлению инкского господства.
После достижения независимости в 1826 г. Перу становится объектом пристального внимания европейской науки. В первой половине и середине XIX в. эти места посещают известные путешественники и ученые - А. Гумбольдт, И .Я. Чуди, Д. дОрбиньи, Э.Дж. Скуайер, Э. Миддендорф и др. Оставленные ими подробные описания наиболее ярких археологических памятников сохраняют свое значение до сих пор. В то время для музеев Европы были собраны первые крупные коллекции перуанских древностей. Их, как правило, связывали с инками, поскольку именно они были хорошо известны по письменным источникам.
Систематическое изучение археологических памятников Перу началось с кон¬ца XIX в. и уже к рубежу XX столетия стало ясно, что инкской державе предшест- иовал долгий и сложный путь исторического развития. Первую схему древней исто¬рии по археологическим данным создал отец перуанской археологии М. Уле, который показал, что задолго до инков по всей территории страны распространилось
влияние боливийской культуры Тиауапако2. В результате работ М. Уле доинкская шторми [Центральных Аид приобрела значительную хронологическую глубину.
В 1919 г. Х.С. I ел].о открыл культуру Чавин, которую он считал праматерью исех перуанских цивилизаций, связывая их происхождение с Амазонией. Тем не ме¬нее н 20-30-е годы многие исследователи (П. Риве, М. Уле, X. Хихон-и-Кааманьо и др.). рассматривая эту проблему, выводили древние цивилизации из Мезоамерики или других областей. 13 то же время А.Л. Кребер высказал мнение об их складыва¬нии но местном архаическом субстрате.
К концу 40-х годов были получены большие археологические материалы. Осо¬бенно обогатились знания о древностях северной части побережья, где Р. Ларко Ой- ле и другие ученые исследовали яркие памятники цивилизации Мочика и выделили ряд новых культур. Все это позволило выстроить сложную схему древнейшей исто¬рии Перу, в которой периоды регионального развития перемежались тремя панпе-руанскими культурными горизонтами Чавина, Тиауанако и инков.
Па основе этой схемы У.К. Беннет выдвинул концепцию перуанской общей традиции, рассматривая древнее Перу как синхронно развивающееся единство, ха¬рактеризуемое рядом черт, общих для всей территории. В этой концепции недоста¬точно учитывались неравномерность и специфика развития отдельных районов I Центральных Анд на различных этапах их истории. Она носила излишне обобщен¬ный и статичный характер.
В 50-60-е годы группа археологов Калифорнийского университета во главе с Дж.Х. Роу создали дробную относительную хронологию ряда районов Перу, зало¬жив основу для детальных сопоставлений древних культур во времени. Тогда же в практику перуанской археологии был широко внедрен метод радиоуглеродного да¬тирования.
Наряду с исследованиями традиционного плана, посвященными установлению хронологических соотношений и характеристике древних культур, в перуанской ар¬хеологии возникает ряд новых тенденций. Г.Р. Уилли, изучая памятники долины Виру, сформулировал основные принципы поселенческой археологии - направле¬ния, которое позже нашло широкое использование при изучении древностей мно¬гих районов мира. Г.Р. Уилли придавал большое значение вопросам палеоэкономи¬ки. системе расселения, появлению городских центров, т.е. историческому осмысле¬нию археологических материалов. Перуанской археологии посвящена большая гла¬ва в южноамериканском томе его Введения в американскую археологию (1971 г.).
В 50-е годы складывается и национальная школа перуанских археологов.
Начиная с раскопок поселения Уака-Приета в 40-е годы XX в. внимание архео¬логов привлекают древности докерамического периода, связанные с формировани¬ем земледелия, которое послужило одной из предпосылок складывания древнеперу- пнеких цивилизаций. Исследования, проведенные в 1969-1970 гг. экспедицией Р.С. Мак-Нейша в долине Аякучо, сделали возможной детальную реконструкцию этого процесса в горном Перу. В то же время изучение докерамических памятников побережья привело исследователей к мысли о прогрессивном развитии населения на базе присваивающей экономики, основанной на рыболовстве, морском собира¬тельстве и охоте. Накопленные материалы позволили М.Э. Мосли в середине 7()-х годов сформулировать гипотезу о приморской основе андской цивилизации. ('ходная точка зрения независимо возникла и в нашей науке3.
Исследования последних десятилетий заставили пересмотреть сложившуюся картину возникновения древнеперуанских цивилизаций. На северном и централь¬ном участках побережья были открыты храмовые центры раннекерамического пе¬риода. (У ака-де-лос-Рейес, Гарагай и др.) с монументальной архитектурой и скульп¬турой чаниноидного облика. В то же время радиоуглеродное датирование показало, » они древнее, чем сама культура Мании. Таким образом Gujio pa зрушено пред- Ш1СМИС о древнейшем культурном горизонте, сия jam и >м именно с этой горной илу рой.
К настоящему времени накоплен значительный материал но культовым цент- 1 докерамической и раннекерамической эпох севера горного Перу (Котош, Jla- и.гадц, Уарикото, Уакалома и др.). В результате всех этих открытий стало воз- кно реконструировать, хотя бы в первом приближении, процесс становления шшх цивилизаций на севере Перу. Южная часть страны остается, к сожалению, оетаточно изученной в этом отношении.
В последнее время открытие новых мочикских памятников, исследование про- мы тиауанакоидной империи Уари, раскопки Чан-Чана - столицы государства лор (археологическая культура Чиму) - дали специалистам возможность анали- онать пути развития государственности в древнем Перу. Одновременно начали шляться некоторые различия в путях исторического процесса между разными онами Центральных Анд, в частности между севером и югом. В значительной е они были обусловлены разнообразием физико-географических условий и при- in, ix ресурсов. Выявление таких различий создает конкретную и динамичную i ину древней истории Перу.
I ;.с изучение дает огромный материал для сравнения с путями развития древних ижзаций в других районах мира, что в свою очередь позволяет ставить вопрос >бщих закономерностях исторического процесса. Из трех основных ступеней о процесса в Новом Свете только освоение человеком огромных пространств кон гинентов имело значительную специфику по сравнению со Старым Све- Нго экстенсивный характер обусловил заметную задержку исходного пункта ующей ступени - производящего хозяйства. Сама же неолитическая револю- ' к Центральных Андах аналогична процессу, проходившему в Мезоамерике, на жнем Востоке и в других мировых центрах древнего земледелия. Последовав- за ней складывание и развитие древних цивилизаций полностью сопоставимо с иетствукмцими процессами в указанных центрах.

Назад к содержимому | Назад к главному меню