Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Страны в истории > Перу

Древности II-начала I тысячелетия до н.э. на побережье Перу изучены сейчас лучше, чем в горной части страны, и позволяют совершенно по-новому представить себе процесс становления древнейших цивилизаций в этом районе мира.
Коста. Со 2-й четверти II тысячелетия на побережье, прежде всего в централь¬ной его части, появляется керамическая посуда'8. Это округлые горшки, миски, бу¬тылки с невысоким и широким горлом, сосуды с вертикальными стенками. Изред¬ка они украшены налепами и нарезкой. Позже встречаются сосуды со стремевид- ным горлом-ручкой, высокогорлые бутыли и прочие развитые формы. На памят¬никах северного берега керамика появляется немного позднее.
В этот период на побережье складываются культовые центры с П-образной пла¬нировкой'9. Их прототипом считается архитектурный комплекс Эль-Параисо. Неко¬торые из этих центров и возникли на месте поселений докерамического периода (Лас-Альдас, Ла-Флорида и др.). П-образный комплекс обычно состоял из ступенча¬той пирамиды с храмовыми постройками на вершине, куда вела центральная лестни¬ца. Перед ней находилась прямоугольная площадь, ограниченная с двух сторон парал¬лельными постройками меньшей высоты. На площади часто располагался углублен¬ный в землю круглый дворик. Открытой стороной комплекс, как правило, обращен к верховьям долины. Такие храмовые комплексы были распространены по всему центральному и части северного поребежья. В середине II тысячелетия до н.э. они не очень велики. Центральная площадь достигает лишь 4,5-5,0 га (Ла-Салина). Зато к рубежу III тысячелетий она возрастает до 25-30 га (Уаура, Сан-Хасинто). Часто, особенно в конце рассматриваемого периода, небольшие П-образные комплексы группируются вокруг крупных, образуя один большой храмовый центр.
Храмы на вершине пирамиды и постройки по сторонам площади зачастую бы¬ли богато украшены. В ритуальном центре Уака-де-лос-Рейес в долине Моче обна¬ружены остатки глиняных скульптур, стоявших в нишах, и рельефов, покрывавших пилястры между этими нишами20. Изображались антропоморфные божества или только их головы. Сохранилась лишь нижняя часть фигур - ноги, опирающиеся на постаменты, украшенные мордами ягуаров, кромки одежд со свисающими змеями, скульптурные когтистые лапы и лица с клыкастой пастью.
Сходные глиняные головы в нишах найдены на одной из ступеней пирамиды в Мохеке (долина Касма). Глиняная скульптура пумы или ягуара обнаружена перед лестницей в культовом центре Пункури (долина Непенья)21.
На стенах площадки одной из ступеней пирамиды П-образного храмового цен¬тра Гарагай (долина Римак) был обнаружен фриз из полихромных глиняных ба¬рельефов22. В него входили антропоморфные личины с оскаленной клыкастой па¬стью, фантастические существа и сложные, не поддающиеся расшифровке фигуры. При раскопках храма найдены ритуальные захоронения завернутых в ткани не¬больших антропоморфных идолов из глины. У некоторых из них нанесенные крас-кой черты лица с клыкастой пастью напоминают рельефные личины на фризе.
Ко 2-й половине 11-началу 1 тысячелетия до н.э. относится комплекс Серро- Сечин в долине Касма23. Здесь на высокой сырцовой платформе стоял П-образ- пый храм, к которому вела лестница. По бокам входа находились стенные роспи¬си, изображавшие бегущую пуму, иконографически близкую скульптуре из Пун¬кури. В последний период существования платформа была облицована вертикаль¬ными каменными плитами с резными изображениями воинов и поверженных вра¬гов. Между ними бит и вмонтированы меньшие монолиты с вырезанными на них головами-трофеями.
К и той же люкс н долине Касма относится и Сечин-Альто - Il-обра шый риту¬альный комплекс с круглыми углубленными двориками24. Нго пирамида, одна из крупнейших в доколумбовом Перу, поднимается на высоту 35 м. Общая длина ком¬плекса - 2 км.
Помимо ярких храмовых центров известны и рядовые памятники25. В устье до¬лины Моче на берегу океана исследовано небольшое поселение Грамалоте, где рас¬копано многокомнатное здание с каменными стенами, двором и невысокой терра¬сой перед входом. В долине Виру к этому же времени относятся памятники культу¬ры Гуаньяпе с остатками небольших каменных домов. На одном из таких поселений раскопан Храм лам - прямоугольная постройка на платформе, У одной из стен найдено ритуальное захоронение трех молодых дам. Близ устья долины Касма из- нестпо сходное поселение - Тортуга.
Погребальные памятники изучены плохо. Отдельные погребения найдены в юселениях. Весьма вероятно, однако, что к концу рассматриваемой эпохи отно- ятси могильники культуры Куписнкке в долине Чикама26. В могильных ямах, круглых или с подбоем, обнаружены скорченные погребения со скромным инвек- арем, включавшим один-два сосуда, украшения, раковины. Покойников часто юсыпали красной или зеленой краской. Посуда украшалась изображениями фан- астических существ и клыкастых личин, напоминающих скульптуру и рельефы 'ака-де-лос-Рейес.
Хозяйственная основа существования поселений и храмовых центров раннеке- амического времени изучена недостаточно. Расположение памятников как на бе- iTy океана, так и вдали от него связывается с одновременным существованием орского промысла и возделывания растений в глубине речных долин, где уже ис- >льзовалось искусственное орошение.
Hi. и Т. Позорски, исследовавшие долины Моче и Касма, рассматривают Грама- >те вместе с Уакой-де-лос-Рейес и предшествующими ей сооружениями Эредерос- ико и Эредерос-Гранде как части единой хозяйственной системы27. В долине Кас- I сходный комплекс образуют храмовый центр Мохеке и поселение Тортуга28, рибрежные поселения в такой системе являлись поставщиками морских продук- u - моллюсков, крабов, рыбы и т.п. - населению долины, чья диета дополнялась сом камелидов и оленей, а также растительной пищей. На побережье оттуда по- уиали тыквы, перец, арахис, тропические фрукты и другие культурные растения, лючая кукурузу.
Этот важнейший древне американский злак был известен прибрежному населе- ю еще с 111 тысячелетия до н.э. Однако только с середины II и, особенно, к рубе- 11-1 тысячелетий он распространился по всему побережью. Вместе с уже извест- ми здесь культурными растениями кукуруза стала основой земледельческой ЭКО- ЛИКИ.
11аиболее значительные храмовые центры раннекерамического времени на по- «.'жье Перу концентрируются в долинах Моче, Касма, Супе и Римак. Находка в жных долинах сходных ритуальных построек меньших размеров и керамики, чкой к обнаруженной в соответствующих центрах, позволяют выделить четыре IIIII.J долин: 1) от Хекетепеке до Виру; 2) от Чао до Уармея; 3) от Форталесы до ры и 4) от Чанкая до Л урина29. Памятники внутри каждой группы обладают за¬пиши чертами сходства.
I (еречисленные группы, видимо, соответствовали объединениям населения во
круг ритуальных центров. Судя по территории, наличию монументальной архитек- .1 и искусства с выработанной иконографией мифологических образов, каждое >е объединение по своему социальному развитию стояло на уровне не ниже со- илемен или вождества. Поскольку еще не выявлено ни многоступенчатой ие-
рнрхии поселений, ни существования застройки городского типа в храмовых цент- |)iix, преждевременно было бы интерпретировать выделенные объединения как рппиис государства, хотя они, несомненно, являлись провозвестниками появления настоящих государственных образований.
Сьерра. Со 2-й четверти II тысячелетия до н.э. керамическая посуда распростра¬няется и на памятниках горного Перу. На севере страны древнейшие горшки и миски обнаружены как в культовых центрах (Пакопампа, верхние слои Ла-Гальгады)30, так и на других памятниках середины - 2-й половины II тысячелетия. В это время угаса- iT упоминавшаяся выше религиозная традиция Котоша. В раннекерамических сло¬ях Уарикото и на поселении Уакалома близ Кахамарки еще существуют храмовые сооружения с ритуальным очагом31, но в Ла-Пампе (фаза Иесопампа), Котоше (фаза V айрахирка) и соседнего с ним поселения Шильякото так же, как на других памятни¬ках этого времени32, храмовые помещения с очагом уже не сооружались.
Заметные изменения произошли в планировке ритуального комплекса на вер¬шине северной пирамиды Ла-Гальгады. В середине II тысячелетия до н.э. ядром комплекса становится платформа, на которую ведет лестница. Перед ней располо¬жен дворик, фланкированный другими платформами. В целом комплекс приобрел 11 образную форму, характерную для храмовых центров побережья. С другой сто¬роны, на южной боковой платформе обнаружена небольшая постройка с ритуаль¬ным очагом в центре. Таким образом, новый тип храма сосуществует с пережитка¬ми религиозной традиции Котоша.
Древнейшая керамика Котоша и Шильякото очень самобытна. Здесь встрече¬ны ладьевидные и почковидные сосуды, треугольные в плане глубокие миски с при¬поднятыми углами, бутыли и другие формы. Посуда украшена нарезным геометри¬ческим орнаментом, часто штрихованным. Нарезка заполнена красной пастой. На сосудах встречаются антропоморфные личины и скульптурные изображения жи- иотиых. Считается, что эта керамика напоминает керамику тропических районов носточных склонов Анд. Развитие культуры в районе Уануко продолжалось и в I тысячелетии до н.э.
Не позднее IX в. до н.э. в верховьях р. Мараньон складывается культура Чавин, названная по памятнику, известному еще путешественникам XIX в. и многократно, но неполно исследованному археологами33. Чавин-де-Уантар представляет собой посе¬ление, центром которого был храмовый комплекс Кастильо. Это монументальная ка¬менная постройка, обращенная фасадом на восток, к р. Мосне, притоку р. Мараньон. 11о меньшей мере два раза она кардинально перестраивалась и расширялась. Так на¬зываемый Древний храм имел П-образную планировку. Перед его фасадом находил¬ся круглый, углубленный в землю дворик, стены которого были облицованы плита¬ми с вырезанными на них антропоморфными чудовищами и свирепыми ягуарами. Длинная лестница спускалась к нему с вершины постройки. Толща Древнего храма fiuuui пронизана подземными галереями, вентиляционными и дренажными каналами. И центре, на пересечении галерей, сохранилось изваяние антропоморфного божест- на, получившее в литературе название Лансон. Позднее южное крыло Древнего чрама было перестроено и заметно увеличено. Перед ним были возведены две вытя¬нутые платформы с квадратным полуподземным двориком между ними. Новый храм, таким образом, тоже приобрел П-образную планировку. С Новым храмом был свя¬зан черно-белый портал - две каменные колонны с вырезанными на них чудовища¬ми, поддерживавшие притолку с рельефами фантастических кондоров.
В кладку фасада Кастильо были некогда вмонтированы каменные головы фан¬тастических существ с пастью ягуара. Из Чавин-де-Уантара и его окрестностей про- исход И'г большое количество скульптур и рельефов, стилистически близких к изва¬яниям. найденным in situ.
В !-й половине I тысячелетии до н.э. вокруг храма не было значительной жи-лой застройки и площадь всего комплекса не превышала 15 га. Памятник имел ха¬рактер чисто культового центра. В 3-й четверти этого тысячелетия его площадь увеличивается, к IV-UI вв. достигнув 40 га. В северной части поселения отмечена ря¬довая застройка и концентрация каменных орудий, связанных с домашними произ¬водствами. В южной части выявлены следы обработки раковин Spondilus - пре¬стижного материала, происходящего из тропических вод у побережья Эквадора. Здесь же обнаружены остатки массивных каменных стен с гораздо более тщатель¬ной кладкой, чем в северной части поселения. Это позволило Р. Берджеру сделать вывод о функциональном различии его частей. Вероятно, в 3-й четверти I тысяче¬летия до н.э. Чавин-де-Уантар из ритуального центра превратился в одно из круп¬нейших для этого времени поселений протогородского типа.
Вокруг Чавин-де-Уантара, по склонам долины, разбросаны мелкие поселения этой культуры, которые несомненно находились в прямой зависимости от него34. На некоторых из них найдены каменные рельефы, прямо связанные с искусством Чавина.
Возникновение ритуального центра в Чавин-де-Уантаре связано с еще недоста¬точно ясными процессами, происходившими во 2-й половине II - начале I тысячеле¬тия до н.э. В их основе лежали взаимоотношения обитателей горных долин и насе¬ления побережья. О влиянии последнего говорит появление в Ла-Гальгаде и Чави- не П-образных храмов и постепенное исчезновение сооружений религиозной тра¬диции Котоша. Только в Уарикото храмы с центральным очагом доживают до 3-й четверги I тысячелетия до н.э.
С другой стороны, в начале этого тысячелетия изменения происходят и на по¬бережье. Политическое объединение (вождество?) с центром в долине Касш гиб¬нет. Такие центры, как Сечин-Альто, Лас-Альдас и др., занимают носители какой- то иной культуры, происходящие, по всей вероятности, из горных районов35. Замет¬но изменяется планировка поселений. Одновременно появляются новые памятники с такой же системой застройки - Пампа-Росарио, Сан-Диего, Чанкильо.
С момента появления культуры Чавин археологически фиксируются ее тесные связи с культурой Котош района Уануко. Эти связи носили, скорее всего, характер мирного обмена. Однако в середине I тысячелетия до н.э. на поселении Котош на¬блюдается внезапное появление большого количества чавиноидной керамики. В со¬четании с резким изменением застройки, сменой погребального обряда и инвентаря это может свидетельствовать о вторжении носителей культуры Чавин в район Уа¬нуко. В материале следующего этапа развития культуры этих мест (IVIII вв. до н.э.) очень заметно влияние позднего Чавина. Далее к югу оно прослеживается вплоть до района оз. Хунин.
Тогда же материалы, близкие к керамике позднего Чавина, распространяются к северу вплоть до Пакопампы, где их появление сопровождается заметными изме¬нениями в застройке храмового комплекса36. В районе Кахамарки к этому же вре¬мени относится культовый центр Кунтур-Уаси37. В нем были найдены каменные из¬ваяния стилистически близкие к скульптуре Чавин-де-Уантара. Несомненное сход¬ство есть и в керамическом материале. Таким образом в 3-й четверти I тысячелетия до н.э. культура Чавин занимает значительную территорию на севере перуанской сьерры. Не исключено, что это было одно из древнейших государственных образо¬ваний в горном Перу.
Процесс становления древнейших цивилизаций пока исследован лишь на архео¬логических материалах северного Перу. В центральной и южной частях страны па¬мятники этой эпохи известны, но еще недостаточно изучены для сколько-нибудь достоверной реконструкции проходивших здесь исторических процессов.

Назад к содержимому | Назад к главному меню