Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Страны в истории > Перу

П осле исчезновении на рубеже III-II вв. до н.э. культуры Чавин на территории П еру развивались цивилизации следующего поколения. В конце I тысячелетия до н.э. в долинах севера перуанского побережья, от Чикамы до Санты, существовали локальные варианты культуры Салинар38. Ее материалы заметно отличаются от поделок , относящихся к предшествующей эпохе. Своеобразны скульптурная кера¬мики и сосуды, расписанные белой краской по красному фону. Происхождение культуры остается пока неясным.
В долине Моче обнаружено большое поселение Серро-Арена, застроенное жилыми домами, культовыми и общественными постройками, зданиями-хранилищами. (
с труктура застройки отражает заметную социальную дифференциацию, которая прослеживается и в погребениях. Ряд укрепленных пунктов и поселений по южному берегу р. Санты обозначает южную границу объединения (возможно, раннегосударственного характера), скрывающегося под археологической культурой Салив л р. Ее центр Серро-Арена - являлся, вероятно, одним из древнейших городских поселений Перу.
В долинах Виру и Санта культура Салинар сменилась в начале I тысячелетия и ). совершенно отличной от нее культурой Гальинасо, на поселениях которой Muoi окомнатные жилые постройки, стоявшие на специальных террасах, соседство¬вали с культовыми сооружениями - пирамидами различной величины. На высотах и горных отрогах находились укрепленные пункты, контролировавшие проходив¬шие рядом ирригационные каналы. В Виру поселения располагаются в низовьях до- ПП1Ы. в то время как в Санте наибольшая концентрация памятников приходи тся на среднюю ее часть, включая узкий каньон, по которому р. Санта вытекает из Коль- ечон-де-Уайласа.
Материалы Гальинасо имеют много общих черт с древностями этой горной до¬лины. находя близкие параллели в культуре Рекуай, существовавшей в конце I ты¬сячелетия до н.э. - 1-й половине I тысячелетия н.э. Некоторые исследователи даже объединяли эти культуры. Такая близость позволяет предполагать, что создатели культуры Гальинасо вторглись в преддверии нашей эры из горных районов на по¬бережье и подчинили себе его участок между долинами Санта и Виру.
В ареал культуры Рекуай входит Кальехон-де-Уайлас и долина р. Таблачака. Культура известна главным образом по большому количеству своеобразных сосу¬дов и каменных изваяний из музейных коллекций.
Единственный научно исследованный памятник - городище Пашаш40. Здесь на высоком горном отроге обнаружены постройки культового назначения и цитадель (.Пп-Капилья). Вокруг на горных склонах, вероятно, располагалась жилая застрой¬ка. Среди построек на цитадели находился небольшой храм, воздвигнутый, видимо, и честь знатной персоны, чья могила с незначительными костными останками бы¬ла обнаружена под алтарной плитой в одном из помещений. Могила сопровожда¬лась ритуальным захоронением многочисленных сосудов. Еще два таких захороне¬нии керамики были найдены поблизости под каменной вымосткой пола храма. Все вместе они включали более сотни сосудов.
Ьытовая посуда культуры Рекуай - горшки, чаши и т.п. - украшена росписью, часто негативной, когда краской покрывался фон, а орнамент сохранял цвет обожженной глины. Некоторые сосуды сделаны с применением поворотной пло¬щадки - прообраза гончарного круга. Много лепных сосудов сложных форм - со ггремевидным горлом, с кольцеобразным туловом, чайники с горлом и носиком и др. Многочисленны скульптурные сосуды, где объемные детали дополнены рос¬писью. Часты изображения воина в пышном головном уборе со щитом и палицей,  
человека с нападающими на пего с диух сторон хищниками или фантастическими змеями, погонщики с ламой, а также целые ритуальные сцены с участием жреца и вспомогательных персонажей. Зооморфные сосуды изображают ягуаров, лам, змей и фантастические существа. Одно из таких существ, особенно характер¬ное, - Зверь Рекуай с когтистыми лапами, зубастой пастью, круглым глазом, гребнем надо лбом и закрученным хвостом. Часты изображения птиц и антропо¬морфных личин с отростками.
С мотивами керамической орнаментики перекликаются и каменные изваяния. Они изображают воинов со щитами и отрубленными головами врагов - трофеями и человеческие фигуры с другими атрибутами. Известны скульптурные головы с выступами сзади. Некогда они были, видимо, вмонтированы в каменную кладку стен. Часто встречаются плиты с рельефными изображениями людей и хищников, очень условных личин.
Создатели культуры Рекуай были неплохими металлургами. В ритуальных за- хоронениях вещей в Пашаше было найдено более 60 металлических предметов. Из них наиболее выразительны медные литые булавки с золотой обкладкой и ин¬крустированными изображениями на навершиях. Мастерам была известна техни¬ка литья по восковой модели, характерная для колумбийской металлургической провинции.
Материалы культуры Рекуай очень однородны. Большая схематизация и стандартизация образов искусства позволяет полагать, что они отражают доста¬точно разработанную мифологическую систему. Технологические характеристи¬ки керамики и металла говорят о существовании значительной ремесленной спе¬циализации.
На севере перуанского побережья параллельно с культурой Рекуай развива-лась культура Мочика41, материалы которой также богато представлены в музей¬ных коллекциях мира. Ее скульптурная и расписная керамика является уникаль¬ным источником информации по мифологии и даже социальному устройству ин¬дейцев мочика.
Происхождение Мочики остается неясным, но в ее развитии заметную роль сыграли культура Салинар и традиции более ранних древностей типа Куписнике.
11оявившись в преддверии нашей эры, Мочика просуществовала до VII в., достигнув паи высшего расцвета в IIIVI вв. Ее экономической основой было высокоразвитое ирригационное земледелие. Широко применялись естественные удобрения, прежде нее го гуано, которое добывали на прибрежных островах. Основным земледельче¬ским орудием была палка-копалка из твердого дерева с длинным лезвием, иногда медным. Земледелие дополнялось разведением лам и морских свинок. Большую роль в экономике традиционно играли рыболовство и морской промысел. Для рыб¬ной ловли и плавания на прибрежные острова и вдоль побережья использовались небольшие тростниковые лодки.
Создатели культуры Мочика были великолепными металлургами и ювелира¬ми. По крайней мере уже во II в. н.э. они плавили медь, сплавляли ее с золотом и серебром. Вероятно, была известна техника литья по потерянной восковой модели и золочение изделий травлением. Металл употреблялся как для изготовления укра¬шений и предметов роскоши, так и в быту (иглы, шилья, пряслица, рыболовные крючки и т.п.). По общему характеру металлургия и металлообработка культуры Мочика близки к колумбийской традиции.
Очень развито было гончарство. Изготавливалась парадная и ритуальная посу¬да сложных форм, в том числе и скульптурная. Широко известны портретные сосу¬ды Мочика. Распространено сочетание скульптурных изображений с высокохудо¬жественными росписями. Сосуды часто делались путем оттискивания в формах, что
позволяло их тиражировать (технический прием, функционально соответствующий гончарному кругу и Старом Свете). На некоторых сосудах встречаются знаки, ко¬торые могут рассматриваться как клейма мастеров, что указывает на высокий уро¬вень профессионализации.
Было развито и ткачество. Ткани делались из хлопковых нитей, иногда смешан¬ных с шерстяными. На одном из мочикских сосудов изображена ткацкая мастер¬ская, где женщины ткут на ручных станках, привязанных одним концом к столбу или балке перекрытия, а другим к поясу ткачихи. За работой надзирают персоны более высокого ранга.
Помещения, связанные с ремесленным производством, зафиксированы на ог-ромном (площадью около 6 кв.км) позднемочикском городище Пампа-Гранде в до¬лине Ламбайеке. Вместе с жилой застройкой они кварталами окружают громадную (55 м высотой) ступенчатую пирамиду Уака-Форталеса. Две пирамиды - Уака-дель- Соль (высотой более 40 м) и Уака-де-ла-Луна (высотой более 20 м) - стоят в древ¬нем центре культуры в долине Моче. Кроме центров с монументальной архитекту¬рой известны отдельно стоящие пирамиды, укрепленные пункты, сельские поселе¬ния и другие тиль! памятников.
И огромные пирамиды, и жилища строились из прямоугольных сырцовых кир¬пичей - адобов. На кирпичах больших пирамид долины Моче обнаружены геомет¬рические отпечатки, которые интерпретируются как знаки общин, несших трудо¬вую повинность по строительству монументальных сооружений столицы мочика. Стены храмовых построек покрывались фресками мифологического содержания. Изображения мифических персонажей и сцен встречаются на предметах из метал- ла и дерева, на текстиле и в огромном количестве на керамике.
Во главе пантеона, иерархическая структура которого, вероятно, в определенной степени отражала устройство мочикского общества, стояла группа антропоморфных божеств. Центральное место среди них, особенно на последних этапах существования культуры, занимал Бог с лучами. Он соответствовал, видимо, верховному правите¬лю в земной иерархии. Зооморфные, но обычно сильно антропоморфизированные божества занимали более низкое положение в пантеоне, Это воины (бог-лис. бог-морской орел, бог-олень и др.), жрецы (бог-сова, бог-обезьяна, бог-летучая мышь), второстепенные божества (стервятники-урубу, бакланы, ящерицы, мыши и др.). На одной ступени с последними стояли фитоморфные персонажи. Существует и группа фантастических существ - драконы, демоны, лягушки-ягуары и т.п.
Наличие многофигурных композиций позволяет реконструировать некоторые мифы - о божественных близнецах, о бунте вещей, о бобах-войнах, а также не¬которые религиозные церемонии, например обряд ритуального бега. В целом рели¬гиозная система мочика характеризовалась, видимо, развитой мифологией, где мир богов соответствовал миру людей и оба они противопоставлялись миру фантасти¬ческих существ-демонов.
Существование общественной иерархии у индейцев мочика подтверждается и материалами погребений. Умерших хоронили в узких ямах, с перекрытием из ]ругьев и адобов. Покойников укладывали на спину завернутыми в циновки. Рядо- »ые погребения содержали несколько сосудов и другие вещи. Наряду с такими за- юронениями известны и более богатые, например погребение воина-жреца в до- шне Виру, где был похоронен пожилой человек в медной маске. Его сопровожда- !И останки ребенка, двух женщин и мужчины. В могиле находилось огромное коли- ество сосудов, деревянные жезлы с резными инкрустированными навершиями, из- елин из перьев, головные уборы и другие предметы.
На северной окраине мочикской территории, в Сипане (долина Ламбаеке), бы- о найдено погребение правителя, совершенное между серединой И и серединой
Ill и.-1-2 В толще сырцовой платформы, на которой некогда стояли храмовые ио- (ройки, была обнаружена прямоугольная могила, в которой находился деревян¬ный гроб с останками мужчины, лежавшего на спине. В руках он держал нечто вро¬де молотого скипетра. Нижняя часть лица была закрыта золотой маской, тело за- пернуто в ткани. Под ним и над ним находилось огромное количество вещей пре¬стижного характера - головные уборы, золотые украшения с инкрустацией, укра¬шения из перьев, драгоценные раковины, золотые и бронзовые пластины, заменяв¬шие панцирь, золотые штандарты и др. Правителя сопровождали две женщины и несколько мужчин. С одним из них была похоронена собака. В фобнице обнаруже¬но бесчисленное множество керамических сосудов.
II той же платформе была найдена еще одна могила, разграбленная професси- I(мильными грабителями могил - уакерос. Из нее происходит ряд великолепных ювелирных изделий. Наличие богатых погребений отмечалось и в пирамидах доли¬ны Моче.
I Центром, вокруг которого в начале I тысячелетия н.э. сложилось мочикское иО I,единение, были долины Моче и Чикамы, хотя раннемочикские материалы най¬дены и севернее, в долине Пьюра. Во II-III вв. начинается строительство пирамид в долине Моче. Судя по иконографии и археологическим данным, к середине I тыся¬челетия у мочика уже сложилось государство. Именно в это время началась его экс- понсия к югу, сначала в долины Виру и Санта, а в VI в. и далее, в долину Непенья. В следующих долинах - Касма и Кулебрас - материалов культуры Мочика нет, за¬то они обнаружены еще южнее, в долине Уармей. Примерно в это же время терри¬тория культуры расширяется и к северу, вплоть до долины Лече.
В VII в. цивилизация Мочика приходит в упадок. Южные долины выходят из- под се власти. Не исключено, что в это время существовало два объединения: се- иерпое с центром в Пампа-Гранде и южное, столица которого находилась на месте городища Галиндо, в среднем течении р. Моче. В конце VII-начале VIII в. культура Моч и ка прекратила свое существование.
11а гораздо хуже изученном центральном участке перуанского побережья в конце I тысячелетия до н.э. - начале 1 тысячелетия н.э. обитало земледельческое поселение, оставившее нам памятники с керамикой, расписанной белым по красно¬му фону, а позднее покрытой переплетающимся орнаментом, в основе которого ле¬жит сильно геометризованные изображения змей или рыб и чисто геометрические у юры4В долинах рек разбросаны поселения и отдельные жилые постройки этого мремени. На поздних памятниках встречаются небольшие ступенчатые пирамиды с плоскими вершинами. Есть и укрепления, служившие, видимо, убежищами для ме¬стного населения в моменты военной опасности. Памятники с керамикой, покры¬той переплетающимся орнаментом, относясь к раннему этапу культуры Лима, до-ходит до середины I тысячелетия44.
К этому времени в долинах Центрального побережья, наряду с сельскими посе¬лениями, возникают небольшие города с одной или несколькими храмовыми пира¬мидами. На сырцовых стенах такой пирамиды в Серро-Кулебрасе обнаружены фрески с переплетающимися узорами, совпадающими с характерными мотивами керамической орнаментики.
В IV в. воздвигаются большие пирамиды Уака-Трухильо, Уака-Хулиана, куль¬товые сооружения в Маранге (долина Римак). В это время существуют как ритуаль¬ные центры, состоящие из одной или нескольких пирамид с храмовыми постройка¬ми, так и крупные города. Таким городом является Кахамаркилья, выросший непо¬далеку от Уака-Трухильо. Особенно больших размеров он достиг в VI в. В это же время строится Древний храм и возникает храмовый центр в Пачакамаке (долина .Пурин), позднее превратившийся в большой город. Кахамаркилья и Пачакамак про-
должают существоиать и it VII п., и то нрсмя как некоторые более ранние цетры (Уака-Хулиана, Маран га), вероятно, теряют свое значение.
В середине 1 тысячелетия керамический комплекс культуры Лима заметно из* меняется, хотя и сохраняет генетическую преемственность с керамикой предшест¬вующего времени. Появляется ряд новых форм, среди которых уплощенные сосу¬ды с ребром, сосуды с мостовидной ручкой между двумя горлышками. Одно из них иногда заменяется антропо- или зооморфной скульптурой. Встречаются плоско-вы- пуклые фляги, разнообразные миски, горшки и кувшины, многие из которых име¬ют высокое сужающееся горло и круглую ручку.
Изменяется и орнаментация посуды, хотя и здесь наблюдается преемственность с предшествующим этапом. Широкое распространение получает скульптурная ор¬наментика - изображение зверей, птиц, людей. Она сочетается с геометрической росписью. Не исключено, что все эти изменения связаны с культурным влиянием населения горных районов.
Носители культуры Лима были умелыми ткачами. Для изготовления тканей ис¬пользовались хлопок и, реже, шерсть. Мотки хлопковых и шерстяных нитей встре¬чаются на крестообразных культовых предметах, которые находят в могилах.
Погребальный обряд культуры Лима прост. Покойников хоронили в вытяну-том положении, часто лицом вниз. В рядовых погребениях их сопровождают не-сколько сосудов, плетенки, початки кукурузы. Известны и более богатые захороне¬ния с большим количеством погребального инвентаря, что говорит об определен¬ной имущественной или социальной дифференциации. При строительстве древней¬ших культовых сооружений Пачакамака было, видимо, совершено ритуальное мас¬совое захоронение. В раскопанной могиле обнаружено более 100 человеческих ко¬стяков и многочисленные сосуды45.
Совокупность археологических данных - наличие городов, храмовых комплек¬сов, имущественной дифференциации в погребениях и т.п. - позволяет предпола¬гать, что к середине I тысячелетия население Центрального побережья уже достиг¬ло раннегосударственного уровня социально-экономического развития хотя и не в такой степени, как мочика на севере побережья.
На юге побережья, в районе пустынного полуострова Паракас, в долинах Ика и Рио-Грапде-де-Наска, с середины I тысячелетия до н.э. существовала культура Паракас со своеобразной керамикой и погребальными памятниками46. Известны и поселения, но они плохо изучены. Захоронения на могильниках располагались в не¬глубоких ямах или в кавернах, где круглая входная яма вела сверху, через пото¬лок, в колоколовидную погребальную камеру. Умерших хоронили обычно сидя, с подогну тыми коленями. Тело стягивалось веревками или заворачивалось в цинов¬ки. Широко практиковалась искусственная деформация черепа. Найдено погребе¬ние ребенка с закрепленными для этой цели дощечками на голове. Встречены так¬же черепа со следами успешной трепанации, что говорит о высоком мастерстве хи- рургои Паракаса. Мужские захоронения сопровождались рыболовными сетями, сетками для переноски грузов, другими вещами. При женских встречаются верете¬на с пряслицами, куски тканей, мотки волос. В погребениях прослеживается имуще¬ственная дифференциация.
Для изготовления орудий труда и мелких бытовых вещей употреблялись дере¬во, камень, кость и раковины. Найдено лишь два предмета из меди. Видимо, ме¬талл только начали осваивать. Многочисленны находки тканей из хлопка и шер¬сти, прекрасно сохраняющихся в условиях постоянной сухости этой части перуан¬ского побережья. Во времена культуры Паракас уже существовал довольно раз¬витый тин ручного ткацкого станка. Широко применялась также техника плете¬ния и вязания. Тканые полотнища, пояса, ленты, плащи были украшены геомет¬рическими узорами и геометризованными изображениями живошых, в том числе и фантастических.
Керамическая посуда разных форм - миски, горшки, бутыли, сосуды с мосто- иидной ручкой - покры та нарезными узорами в комбинации с многоцветной роспи- гыо. Наряду с геометрическим орнаментом в керамике широко представлены изо¬бражения птиц, животных, фантастических существ и антропоморфных личин.
Первые фазы существования культуры синхронны широкому распростране-нии) по территории Перу влияния Чавина, что ярко проявилось в искусстве Парака- са. В этом отношении очень показательны изображения на сосудах морды ягуара или фантастического хищника. На начальных этапах она трактуется в явно чавино- идной манере, иногда в виде довольно реалистического барельефа. В дальнейшем изображение все более схематизируется и на сосудах конца I тысячелетия до н.э. превращается в панель, покрытую резным геометрическим узором, в котором едва угадывается исходный образ.
На рубеже нашей эры на сосудах появляются изображения стоящей фигуры ко¬шачьего хищника, у которого трактовка морды восходит к геометрическим схемам предшествующего времени, но сам образ полностью меняет свое содержание. В это же время в искусстве Паракаса появляется ряд других мифологических образов, а в технологии производства керамики проявляется заметное влияние традиций куль¬туры Топара, существовавшей в более северных долинах Каньете, Чинча и Писко47.
В обществе носителей культуры Паракас, по всей вероятности, существовали имущественная дифференциация и ремесленная специализация. Но гораздо ярче они проявились в культуре Наска, относящейся к I тысячелетию н.э. и генетически снизанной с Паракасом.
Памятники культуры Наска известны на полуострове Паракас, в долине Ика и и бассейне Рио-Гранде-де-Наска. Центром культуры, существовавшей почти до конца I тысячелетия, было крупное поселение Кауачи. Здесь располагался так на¬чинаемый Большой храм - ступенчатая пирамида высотой 20 м. На ее платфор¬мах обнаружены следы построек и дворов. Вокруг этой пирамиды находились бо¬лее мелкие. Известны и другие памятники этой культуры, где помимо прямоуголь¬ной застройки встречаются круглые сооружения, возможно храмовые48.
Культура Наска известна прежде всего своими замечательными тканями и яр¬кой полихромной керамикой с изображениями животных, птиц, рыб и растений. Кроме них на сосудах изображались множество мифологических персонажей, хара¬ктеризующих религиозную систему индейцев наска49. Эта система включает в себя типе он, в центре которого стояло синкретическое антропоморфное божество с за¬мени,! ми признаками кошачьего хищника. Помимо него изображались второсте¬пенные божества - дикий кот, бог-сокол, бог-касатка, мифическая птица и др.
И середине I тысячелетия в жизни создателей культуры Наска происходят из¬менения, сказавшиеся и в религии, где появляются два новых божества и сокраща¬ется количество старых. В центре пантеона теперь богиня плодородия, которая обычно изображается со скульптурной головой и телом, нарисованным краской на корпусе сосуда. Вторым по значению был, видимо, летящий бог, связанный, ско¬рее всего, с войной.
()дним из характернейших сюжетов искусства Наска, особенно во 2-й половине I тысячелетия, было изображение голов-трофеев. В сочетании с мумифицирован¬ными находками таких голов в могилах это говорит о существовании у наска обы¬чая обезглавливания врагов и соответствующего культа.
С религиозными представлениями связана и часть знаменитых геоглифов - ги- I нитских полос и рисунков на поверхности пустыни к северу от р. Рио-Гранде-де-На- ска'11. Некоторые из них (например, изображения бога-касатки) аналогичны соот-
ветствующим мотивам росписей на сосудах Маска. С уществует достаточно обосно¬ванное мнение о том, что геоглифы Наски имели прямую связь с астрономически¬ми наблюдениями и соответствующими ритуалами древних земледельцев. Следы полос обнаружены и в районе Кауачи. Сейчас геоглифы найдены и в других частях перуанского побережья.
Индейцы наска хоронили умерших в грунтовых ямах или специальных камерах из адобов. Вместе с покойником клали сосуды с запасами пищи, оружие, человече¬ские фигурки из глины или текстиля. Хотя в погребениях наблюдается дифферен¬циация, ее уровень соответствует уровню социальной организации типа вождест- ва51. Это подтверждают и исследования X. Сильвермен, показавшие, что поселение Кауачи было лишено жилой застройки и представляло собой храмовый центр52.
Храмовым центром являлось, видимо, и синхронное культурам Паракас и На¬ска поселение Пукара, расположенное высоко в горах, к северо-западу от оз. Ти- тикака. Названная по этому памятнику культура существовала в перуанской час¬ти бассейна этого озера в конце I тысячелетия до н.э. - 1-й половине I тысячеле¬тия н.э.53
На поселении Пукара было раскопано подковообразное храмовое сооружение со стенами из тесаных каменных блоков54. Оно состояло из узких коридоров, иду¬щих по периметру здания и многочисленных помещений с алтарными плитами. От¬крытой стороной храм был обращен на восток, в сторону р. Пукара. Внутри под¬ковы располагался квадратный дворик, углубленный на 2 м ниже поверхности, с которой в него вела каменная ластница. В середине каждой стены дворика находи¬лось по небольшому склепу с останками нескольких погребенных.
С культурой Пукара связываются каменные изваяния различных типов5-1*. Пре¬жде всего это стоящие, сидящие или коленопреклоненные фигуры людей. В руках они иногда держат человеческие головы-трофеи. Налобные и набедренные повяз¬ки украшены схематическими личинами, головами пум и т.п. На спине некоторых скульптур изображены косы в виде змей с головами пум.
Такие же змеи, фантастические животные и лягушки часто вырезаны барелье¬фом на отдельных камнях. Эти же персонажи, в разной степени стилизации, встре¬чаются на высоких стелах с зональным геометрическим орнаментом из спиралей, ломаных и ступенчатых линий, крестов и т.п.
Некоторые мотивы скульптуры повторяются и в орнаментике посуды, хотя ре¬пертуар персонажей здесь более разнообразен56. Среди них фигуры животных (пре¬жде всего пумы), птиц (кондора) и фантастических существ, в которых часто соче¬таются черты и тех и других. Встречаются также антропоморфные персонажи с жезлами, иногда ведущие на поводу ламу. Очень распространенным мотивом явля¬ются головы-трофеи. Изображения обычно наносились нарезкой по контуру и рас¬крашивались. Переданное таким способом профильное туловище животного (осо¬бенно пумы) часто сочеталось со скульптурной головой en face,
Среди сосудов встречаются миски, иногда на поддоне, керо-кубки с расходя¬щимися стенками, кувшины и т.п. Очень характерны глиняные трубы, обычно ук¬рашенные теми же персонажами, что и остальная керамика. Сходные мотивы встречаются и на текстиле.
Параллельно с культурой Пукара на южном, боливийском, берегу оз. Титикака развивалась культура Тиауанако, просуществовавшая несколько дольше, до конца 1 тысячелетия н.э.57 По крайней мере во 2-й половине этого тысячелетия ее созда¬тели достигли уровня раннеклассового общества. Территория этой культуры и, ве¬роятно, соответствующего государственного образования простиралась от Сикуани до Оруро. Тиауанакское влияние ощущалось в культурах Северного Чили и Севе¬ро-Западной Аргентины.
Центром культуры было городище Тиауанако с пирамидой и другими монумен¬тальными постройками. Значительного развития достигла каменная скульптура. ( )собую известность получила монолитная Дверь Солнца с фризом, на котором изо¬бражено центральное божество в 'солнечной короне и многочисленные второсте¬пенные персонажи. Они повторяются в орнаментике антропоморфных статуй, на керамике и в текстиле. Близость некоторых изображений к образам искусства Пу¬ка рп, так же как и сходство ряда керамических форм (например, кубка-керо) позво¬ляю! предположить родственные связи этих культур.

Назад к содержимому | Назад к главному меню