Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

ДРЕВНЕЙШАЯ ИМПЕРИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ АНД

Страны в истории > Перу

Во 2-й половине I тысячелетия н.э. Центральные Анды вступают в новую эпо¬ху. На смену монокультурным и, вероятно, моноэтничным предгосударственным и государственным образованиям предшествующего периода приходит империя Уари с цен гром в долине Аякучо. Она подчинила себе огромную территорию от Кахамар- ки до Сикуани58 и оказала большое влияние на культуры перуанского побережья.
В долине Аякучо в 1-й половине I тысячелетия существовала плохо изученная культура Уарпа. Она характеризуется керамической посудой, украшенной верти¬кальными или горизонтальными полосами, прямыми или волнистыми линиями, на¬несенными красной или черной краской. Встречаются и более сложные геометри¬ческие узоры, а также сосуды с изображением человеческого лица со скульптурны¬ми и рисованными чертами59.
В результате сплошного обследования долины Аякучо обнаружено несколько деся тков поселений культуры Уарпа с однокомнатными каменными домами, земле¬дельческими террасами и оросительными каналами. В центре долины зафиксирова¬ны три группы, в каждой из которых два-три крупных поселения окружены средни¬ми и мелкими. В целом материал этой культуры свидетельствует о догосударствен- ном уровне социальной организации60.
В середине I тысячелетия наблюдаются интенсивные связи между населением долины Аякучо и носителями последних фаз Наски на южном побережье. В нача¬ле 2-й половины этого тысячелетия на смену культуре Уарпа приходит заметно от¬личающаяся от нее культура Уари. Ранний этап ее существования изучен крайне слабо, но предполагается, что она возникла на базе объединения поселков культу¬ры Уарпа вокруг нескольких центров, среди которых главенствующее место вско¬ре занял Уари. Ясно, однако, что к VI в. в жизни и материальной культуре населе¬ния долины происходят резкие изменения61.
Формируется четырехступенчатая иерархия поселений, характерная для госу¬дарственной стадии общественной организации. Уари представляет собой настоя¬щий город, площадь которого достигает 400 га, В его застройке выделяются прямо¬угольные компаунды - четко спланированные кварталы с двух-, если не трех- пажными зданиями, окруженные высокой стеной62. Предполагается, что они явля¬лись средоточием государственной администрации, контролировавшей концентра¬цию н распределение прибавочного продукта. Кроме Уари известны более мелкие административные центры со своими компаундами и сельские поселения, а также другие памятники. Один из небольших центров с компаундом - Хинкамокко, нахо¬дился на пол пути между Аякучо и долиной Рио-Гранде-де-Наска, контролируя со-единяющую их дорогу, имевшую, вероятно, большое стратегическое значение для горного государства63.
В Уари и на других памятниках найдены захоронения, хотя и разграбленные, ivм не менее богатые престижными вещами, в том числе и золотыми. Они совер¬шались в могилах, состоявших из двух-трех ярусов подземных камер, выложенных из тесаных плит, и принадлежали, видимо, представителям высших слоев у арийско¬го общества.
С изменением этого общества в VI в. было, очевидно, связано и появление но¬вых религиозных верований, отразившихся в многочисленных предметах искусства, прежде всего в орнаментике керамики. Сформировалась иерархическая система пантеона, в центре которого находилось фронтально изображаемое божество в ко¬роне из лучей и с жезлами или другими предметами в руках. Его сопровождают бе¬гущие фигуры, зоо- или орнитоморфные человеческие изображения, фигуры пленников и головы-трофеи. Появление разработанного пантеона и канонических композиций с антропоморфным божеством в центре отражало, видимо, значитель¬ную социальную трансформацию.
По набору образов искусство Уари очень близко к тиауанакскому, хотя между ними имеются устойчивые иконографические и стилистические различия64. Веро¬ятно, общим источником этих образов было искусство культуры Пукара, хотя от¬раженная в нем религиозная система значительно архаичнее. В нижних слоях горо¬дища Уари был обнаружен полуподземный храм со стенами из тесаного камня, ана¬логичный полуподземным храмам Пукары и Тиауанако65. Видимо, создатели куль¬туры Уари были тесно связаны с населением бассейна оз. Титикака. Характер этой связи остается, однако, неясным.
Персонажи мифологии Уари известны прежде всего по изображениям на боль¬ших сосудах, преднамеренно разбитых и захороненных в специальных ямах66. Эти ритуальные захоронения керамики отражали, видимо, какой-то специфический религиозный обряд, характерный для горного Перу в эту эпоху. С образом антро¬поморфного божества связаны и каменные статуи из городища Уари.
В VI-VII вв. продолжают существовать традиционные связи долины Аякучо с южным побережьем Перу. В местечке Пачеко (долина Наска) было найдено круп¬ное захоронение керамики с большими урнами, на которых было изображено цен¬тральное божество уарийского пантеона, большими сосудами со скульптурной че¬ловеческой личиной на горле, кубками и другими сосудами с росписью, типичной для культуры Уари67. Этот памятник отражает, видимо, прямое проникновение ее носителей в среду населения поздней поры культуры Наска.
В VII-VIII вв. территория, находившаяся под контролем Уари, резко расширяет¬ся и включает практически все горное Перу. Вероятно, это было связано с создани¬ем своего рода империи, подобной более поздней инкской68. Города и поселения Уа¬ри характеризуются наличием компаундов, где концентрировался прибавочный про¬дукт и была сосредоточена административная деятельность. Населенные пункты со¬единялись сетью дорог, многие из которых позднее были использованы инками.
Близ границ империи были выстроены два огромных компаунда - Виракоча- пампа, площадью 33 га, в районе Уамачуко на севере, и Пикильякта (42 га) на юге, южнее Куско. Они были тщательно спланированы и разделены на несколько сек¬торов, включавших многочисленные помещения, дворы, площади и стены, сохра¬нившиеся на высоту более 5 м. Виракочапампа и Пикильякта являлись, видимо, опорными пунктами городского типа, центрами окраинных районов империи.
Возникновение огромного государства имперского типа в горах не могло не оказать значительного воздействия на население перуанского побережья. Ряд аме¬риканских ученых даже включает его в состав империи. Однако здесь практически нет памятников этого времени, прямо связанных с культурой Уари. Более того, ее влияние по-разному проявляется на различных участках побережья. Сильнее всего оно чувствуется в южном районе, издавна имевшем тесные связи с долиной Аякучо.
Это влияние выразилось прежде всего в распространении религиозных предста¬влений, свойственных носителям культуры Уари. Связанные с ними образы очень
ниш встречаются » орнамен тике посуды. Па крайнем юге побережья, в бассейне р. ()конья найдено типично уарийское захоронение керамики. Оттуда происходят сосуды с человеческими лицами на горле69. Тем не менее ни одного памятника, ко¬торый можно было бы безусловно связать с культурой Уари, здесь не обнаружено.
11а центральном участке побережья во времена существования горной империи тпмышается Пачакамак. Каких-либо архитектурных остатков, прямо связанных с культурой Уари, и нем не выявлено. Однако и здесь на городском некрополе найде- 1Ы керамика, формы которой восходят к формам сосудов культуры Лима, а орна¬ментика тесно связана с образами мифологии Уари. Изображаются стоящие и бе¬гущие" кондоры, пумы, иногда крылатые, человеческие головы, личины на гор- пышках сосудов, фигура антропоморфного божества- Но иконография этих обра¬зов заметно отличается от уарийской.
Именно в эту эпоху начинаются изменения и в погребальном обряде. На смену ха- риктерпым для культуры Лима вытянутым трупоположениям приходит обычай хоро¬нил. покойников сидя, завернутыми в ткани так, что образуется погребальный тюк.
В целом можно говорить о том, что на Центральном побережье в VIIVIII вв. продолжает существовать сильно трансформированная культура Лима. Трансфор- млцни коснулась главным образом системы идеологических представлений ее носи- гглей. В VIII в. территория этой культуры расширилась на юге до долины Ика, где существовал ее местный вариант - Ика-Пачакмак70, но ее влияние прослеживается и южнее, прежде всего в долине Наска. На севере в объединение с центром в Пача- к и маке входил, видимо, участок побережья вплоть до долины Супе. Скорее всего какое-то непродолжительное время Пачакамак контролировал все центральное и чисть южного побережья. Именно через этот центр шло здесь распространение уа- рипского влияния.
Север побережья в эпоху империи Уари тоже испытал значительное воздейст- пис населения горных районов. Вряд ли это была прямая экспансия империи. Ско¬рее иод ее давлением на побережье продвинулись некоторые племена, оставившие нам культуру Касма (Томавал), сменившую Мочику в долинах от Уармея до Виру. 1 !е материалы включают компоненты, восходящие как к мочикской традиции, так и к культурам Рекуай, Уари и Лима.

Назад к содержимому | Назад к главному меню