Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Пашков дом

Статьи

«... На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев...»
Многие без труда узнали строки из знаменитого романа Михаила Александровича Булгакова «Мастер и Маргарита». А «одно из самых красивых зданий в Москве» это, конечно же, Пашков дом. Так в московском обиходе называли городскую усадьбу известного богатея Петра Егоровича Пашкова.
Внук денщика Петра I, Пашков был капитан- поручиком лейб-гвардии Семеновского полка. По его-то заказу в 1784 1786 годах архитектором В. И. Баженовым на углу Моховой и Знаменки, напротив Кремля, и было возведено здание, которое современниками наречено «жемчужиной русского зодчества». Вот что писал, например, немецкий путешественник Гоген Рихтер в своей книге «Moskwa. Eine Skisse», изданной в Лейпциге в 1799 году: «...на Моховой, недалеко от Каменного моста, на значительном возвышении, возносится волшебный замок.
Сзади, из переулка, вы входите через великолепный портал в просторный двор, постепенно расширяющийся от ворот.
В глубине этого двора вы видите Дворец, в который ведут несколько ступенек... два входа ведут в дом, по ним вы достигаете верхних помещений и выходите на пространную вышку в куполе дома, откуда открывается прелестнейший вид на всю Москву...
По неправильно искривленным и змеящимся дорожкам вы сходите вниз среди кустарников, по склону горы, на которой стоит дом. Внизу два каменных бассейна, посреди которых находится фонтан, а от улицы все отделяется железной решеткой.
Сад и пруд кишат иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины живут здесь либо на свободе, либо висят в дорогих клетках. Ради этих диковинок и прекрасного вида по восресеньям и праздникам собирается здесь множество народа.
Впечатление, производимое домом во время иллюминации, вообще неописуемо. Эта иллюминация при коронационных торжествах была одной из луч-ших во всей огромной Москве».
Любой рассказ о доме Пашкова невозможен без упоминания его автора. Василий Иванович Баженов (1738 1799) был знаменитым российским зодчим, художником, педагогом.
Вместе с выдающимися современниками архитекторами М. Ф. Казаковым и И. Е. Стасовым Баженов явился основоположником классического направления в русской архитектуре XVIII столетия, пришедшего на смену господствовавшему в середине этого века стилю барокко.
Решающее значение для судьбы Баженова имела учеба в только что открывшемся Московском университете, а затем в Петербургской Академии художеств, стажировка во Франции и Италии. Парижскую академию он окончил с правом на Золотую медаль.
Первым из русских архитекторов В. И. Баженов удостаивается звания профессора Римской, члена Флорентийской и Болонской академий.
Баженов выполнил целый ряд великолепных проектов, за один из которых, а именно за проект дворцов и парков в Екатерингофе, он получил звание академика. Подлинной вершиной его творчества стал Пашков дом.
Наружный вид дома Пашкова дошел до наших дней почти без изменений, несмотря на то что он сильно обгорел в 1812 году и при восстановлении не все детали удалось воспроизвести в прежнем виде.
Пожар 1812 года полностью уничтожил архив Пашкова, что в дальнейшем породило немало споров об авторе дворца на холме. Итог этих споров в свое время оригинально охарактеризовал известный живописец и искусствовед И. Э. Грабарь:
«Пашков дом одна из тех замечательных удач, которые даются не сразу и не одному мастеру, а являются результатом комбинированных творческих усилий нескольких, иногда многих мастеров... Никогда никто не найдет единственного автора «Пашкова дома», как не найдет единственного автора знаменитейших готических соборов или соборов Флорентийского и Петра в Риме».
Любопытна история использования этого уникального здания.
Известно, что в 1839 году дом был куплен казной для Московского университета: первоначально (около 20 лет) тут был университетский дворянский пансион, а позднее, с 1861 года, здание было отдано под Румянцевский музей.
Этот музей возник из коллекции Николая Петровича Румянцева, собиравшего древние рукописи, старопечатные книги, картины русских художников, восточную скульптуру, драгоценные камни, раковины и всякие диковины.
После Октябрьской революции коллекции были переданы в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а Румянцевский музей преобразован в библиотеку. С тех пор здесь находится главная библиотека страны сначала Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина, а ныне Российская государственная библиотека.



Назад к содержимому | Назад к главному меню