Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Загадки Садко

Статьи

Жил Садко в славном городе Новгороде, что построили люди на берегу реки Волхов, выте¬кающей из могучего Ильмень-озера. Уже в IXX веках город был велик и богат. Разный люд обитал здесь: мастера на все руки и купцы, рыболовы и охотники, дружинники и князья. Садко, хоть и бедный был, да известный всему городу, потому что играл он «в гуселки яровчаты», и любили его за это, звали то в один, то в другой дом «на почестей пир».
Да вдруг один раз его не пригласили «на почестей пир», другой раз, третий. Загрустил гусляр, отпра-вился к Ильмень-озеру, сел на «бел-горюч камень», тронул веселые струны гуселок, и легче стало на душе. Не зовете меня, вам же и хуже, а я здесь веселиться буду и радоваться! Хорошо играл Садко «в гуселки яровчаты»! Сам повеселел, мир вокруг развеселил. Ветерок побежал по волнам прибреж¬ной густой травы, «в озере вода заколыбалася», и оттуда, из-под воды, сам царь морской голову косматую высунул. Страшен на вид был повелитель подводного царства. Вышел на берег, приплясывая под музыку, и сказал булькающим говорком:
Повеселил ты меня, старика! И быть тебе за это богатым!
Садко и рад бы разбогатеть, да как это сделать, если даже на «почестей пир» его не пригласили в который уж раз! Царь морской, однако, слов на воду не бросал.
 Ступай, сказал он, в Новгород и сделай все, как я тебе говорю.
Выслушал гусляр подводного лохмача-повелителя и пошел домой: невеселый-негрустный. В Новгороде разбогатеть мечтали все, но вдруг обманул его морс-кой царь?! Страшно Садко. Не хочется свою голо-вушку закладывать, но и отступать он не привык.
На следующий день позвали Садко на пир. Весе¬лил он купцов на славу, а под вечер сказал им громко, что есть в Ильмень-озере рыба с золотыми перьями.
 Не бывает таких рыб! закричали захмелев-шие купцы.
 Сам видел! не сдавался Садко. И место могу показать, где их поймать можно.
Не бывает! Не бывает! галдели купцы.
 Бьемся об заклад великий! предложил тогда гусляр. Я заложу буйну голову свою, а вы то¬вара красного за каждую рыбку по лавке.
Ударили спорщики по рукам, пошли рыбку с золо¬тыми перьями ловить. Закинули они шелковый не¬вод в Ильмень-озеро, вытащили тоньку на берег, глянь, а там рыбка бьется золотые перья! Обра¬довался Садко: не обманул его морской царь лохма¬тый. А купцы еще два раза невод закидывали в Ильмень-озеро, и еще две рыбки чудесные пой¬мали они. Пришлось им три лавки товара красного отдать Садко. Разбогател он, знатным купцом стал, и, как часто бывает в подобных случаях с быстро разбогатевшими по чьей-то доброй воле людьми, забыл гусляр про своего благодетеля, морского царя. А тот, хоть и волшебный был царь, но очень обидчивый. Подкараулил он однажды Садко с бога¬тым караваном кораблей в синем море, расшевелил волны тяжелые и стал топить корабли с товаром. Решил Садко задобрить его, кинул в море бочку с серебром. Но еще сильнее ветер завыл, волны грозные «всколыбались». Пришлось бочку с золо¬том кинуть морскому царю. Только и этого оказа¬лось мало еще пуще волны разбушевались. Понял Садко, что обидчивый царь морской требует челове¬ческой жертвы, бросил по обычаю тех времен жре¬бий пал жребий на самого Садко. Что оставалось делать? Написал Садко завещание, взял в руки гуселки свои яровчаты, лег на дубовую доску. Быстро уплыли вперед корабли, купец, качаясь на крутых волнах, почему-то заснул и очутился на самом дне в палатах белокаменных царя морского обидчивого.
Но... Где же загадки, тайны? Про то, как Садко из подводного плена вырвался, можно и в «Новгород-ских былинах» прочитать. И то верно. Пора перехо-дить к тайнам.
Вот первая из них.
Жил ли был на самом деле в Новгороде купец Садко или это все выдумка, сказка?
В Новгородской I летописи говорится о том, что в 1167 году «заложил Садко Сытиниц церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславовичи...» Уж не былинный ли то был купец? Но ведь в былине говорится, что Садко «состроил церкву соборную Миколы Можай¬скому». который помог ему вырваться из пучины морской, а не святым Борису и Глебу, и что церковь- то построена была деревянная, обыкновенная. Зна¬чит, это не тот Садко? Может быть, и не тот.
Не так давно ученые провели в окрестностях Нов-города раскопки на месте бывшего святилища Пе-руна, языческого божества. Здесь были обна¬ружены остатки деревянного здания, построенного сразу после того, как в Новгороде дружина князя Владимира Святославовича низвергла языческого Перуна. Значит, какой-то Садко мог жить еще и в X веке!
Да не жил он нигде и никогда это же сказка, а в сказках все выдумано, может возразить любитель волшебных сказок, но мы его, в свою очередь, тоже можем спросить: «А кем выдумано?» и перейдем к следующей загадке былины о Садко.
Разве мы знаем наверняка, кто впервые на земном шаре придумал сюжет о человеке, очутившемся в подводном царстве? Подобные сюжеты есть и в индийской поэме «Гариванса», и во фракийских мифах об Орфее. Но если это так, то не индийский ли сюжет (а ему от роду около 5 тысяч лет!) взяли за образец мифотворцы Фракии, а затем и сказители былин Новгорода?
А зачем это нужно знать? опять может спро¬сить читатель-сказочник. Разве сказки, былины, ле¬генды не прекрасны сами по себе? Да, прекрасны! И можно читать их и радоваться. Но можно еще и подумать. Разгадав, например, только эти две за¬гадки Садко, человек узнает не только о том, как жили люди в славном городе Новгороде тысячу лет назад и раньше, но и многое другое из жизни всей планеты, потому что ни одно государство, ни один город, ни одно поселение не существовали сами по себе.
Многое забывалось людьми по самым разным причинам. Бывшие друзья становились врагами, вспоминать о них не хотелось, из памяти ускользало действительно очень многое, но доброе все-таки оставалось! А самое доброе в любом народе это сказка, былина, легенда. Вспомним, например, са¬мую что ни на есть русскую сказку «Царевна-ля- гушка». Точно такой сюжет есть в индийской книге «Великая Махабхарата», которую стали записывать индусы в начале I тысячелетия до нашей эры до этого они передавали ее из уст в уста долгие века. Но каким образом два великих народа могли сочинить одну и ту же сказку? А может быть, ее сочинили люди, более древние, чем индусы и русские? Да, много загадок в любой народной сказке...
Та же былина о Садко может поведать (если разга-дать все ее тайны) о человеке, который построил на бывшем святилище Перуна одну из первых в Древ¬ней Руси православных церквей. А судьба строителя этого храма может подсказать решение другой труд-ной «русской задачи»: почему вчера еще яростные язычники, русские люди, сначала приняли культ Пе-руна под давлением князя Владимира, а затем с плачем и воем расстались с ним, приняли вместе с тем же князем Владимиром православную веру?..




Назад к содержимому | Назад к главному меню