Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

История марки

Статьи

    А когда появились марки? В какой стране? О-о! Об этом стоит послушать, и это стоит запомнить. Жутко интересно.
...В тридцатых годах прошлого столетия сэр Роуленд Хилл, деревенский учитель, педагог-новатор, любивший много путешествовать, утомленный дорогой, остановился у маленькой гостиницы в скромном ирландском городке. Выйдя из кареты, Роуленд Хилл увидел сле-дующую сценку: у дверей гостиницы почтальон вручил письмо молодой ирландке. Девушка повертела письмо в руках, печально улыбнулась и... вернула послание почтальону. Роуленд Хил был любопытным человеком, да и красота незнакомки привлекла его, поэтому он с обостренным вниманием прислушался к извинениям красавицы. «Ах, простите! сказала она поч- тальону. У меня нет денег, чтобы заплатить за письмо, которое прислал мне жених!» Роуленд Хил был не только любопытен, но и благороден. Он предложил девушке шиллинг, но ирландка отказалась его взять, а после того, как почтальон ушел, открыла щедрому гостю свою тайну. Оказывается, по условным знакам на конверте она узнала все, что ей требовалось... не заплатив при этом ни пенса!
Именно в этот момент Хиллу будто бы пришла в голову счастливая мысль: нужно взимать почтовую плату вперед.
Такова легенда, а факты говорят о том, что 6 января 1837 года Роуленд Хилл опубликовал свой проект почтовой реформы. Стремясь усовершенствовать английскую почту, Хилл предложил ун
и фицировать почтовые сборы по всей стране и ввести плату в один пенс за письмо. Более того, эта оплата вопреки прежним правилам должна была взиматься заранее с отправителя (а не с получателя письма) с помощью «маленьких ку-сочков бумаги, достаточных для того, чтобы на них поставить почто-
вый штемпель, и покрытых с одной стороны клеем, дающим возмож-ность после увлажнения прилепить их к письму».
В конце концов спустя три года, 1 мая 1840 года, лондонцы могли купить первую в мире почтовую марку, которая вошла в историю филателии под названием «черный пенни». Почему именно «черный пенни»? Да потому, что на черном фоне этой почтовой миниатюры была изображена молодая коро¬лева Виктория и стоила эта марка один пенс.
Судьба же Роуленда Хилла так¬же счастливо изменилась, как и судьба английской, а затем почто¬вых служб всех стран мира. Из скромного учителя Хилл превра¬тился в генерального почтмейстера, получил дворянский титул баро¬нета и был награжден орденом Бани... После выхода в отставку Хилл получил от правительства ог¬ромную пенсию. А после его смерти Роуленду Хиллу в 1882 году в Лон-доне поставили памятник.
Появление почтовых марок было воспринято многими с недоверием. Не сразу люди поняли практиче¬ский смысл нововведения. На беду именно в это время грозная эпиде-мия холеры бушевала во многих странах Европы. В 1852 году офи-циальные круги Англии даже опу-бликовали объявление, в котором сообщался химический состав клея, используемый для марок. А писа-тель Чарльз Диккенс напечатал полную юмора статью под лукавым названием «Великий секрет бри-танского клея».
Но все же можно утверждать:
первые коллекционеры марок по-явились именно в мае 1840 года. По крайней мере некоторые лондонцы (будьте уверены!) решили новше-ство использовать не по прямому назначению: купив, сохранили
марки на память.
Конечно, их считали чудаками. Но среди этим чудаков были прежде всего создатели марок граверы. Затем история помнит имена пер¬вых филателистов среди книготор¬говцев: со временем они начали продавать марки, альбомы, ката¬логи. Вскоре филателистическая лихорадка охватила Англию, а за¬тем и весь мир. На приобретение новых и старых марок тратились не¬малые деньги. А первыми коллек-ционерами было подмечено: цена на скромные почтовые гравюры растет год от года, от аукциона к аукциону. Разве это не притяга-тельная сила, толкающая в пучину собирательства?
Например, особую роль в истории английской филателии сыграла одна из лондонских церквей. В доме приходского священника Ф. Д. Стейнфорта собирались многочисленные поклонники почто-вой марки. Конечно же, это был один из первых в мире филателистических клубов! Вскоре член этого самодеятельного клуба в 1906 году стал президентом Королев¬ского филателистического обще¬ства. Этому обществу покровитель¬ствовал сам король Георг V...
Несколько слов необходимо ска-зать о Филиппе Ферари, долго жив-шем в Париже. Его имя навсегда останется в истории филателии. Ферари называли человеком, соз-данным для филателии. Святая правда! Ферари, сын потомствен-ных банкиров, унаследовал семей-ную черту ненасытную страсть к приобретательству: он начал со-бирать марки с десяти лет. В конце концов Ферари собрал абсолютно все, что появлялось в мире марок. На покупку почтовых марок банкир тратил в неделю около 50 ООО франков. Коллекция получилась грандиозная! А судьба ее печальна. После первой мировой войны, после
смерти Ферари ее продали с четыр-надцати аукционов, продолжав-шихся с 1921 года по 1925-й за сумму 1 632 524 доллара! (Инте-ресно отметить: Россия приобрела тогда одну из богатых коллекций Ферари, содержавшую марки земс-кой почты. Теперь она находится в Музее связи имени А. С. Попова в Петербурге.)
Какие были еще марки, кроме почтовых? Перечислить все просто невозможно. Но основные все-таки назову. Прежде всего это марки га-зетные (специально предназначен-ные для пересылки журналов и га-зет). Затем доплатные (получатель письма покупал эти марки, когда почтовые работники считали, что отправитель заплатил недоста-точно); служебные (их использо¬вали чиновники, посылая друг другу служебную информацию); обратные (марки, при помощи которых письмо возвращалось и вручалось отправи-телю); авиационные (если письмо отправлялось самолетом требо-валось приобрести специальную марку); посылочные, телефонные и телеграфные, марки цеппелинной (дирижабельной) почты и так да¬лее, и так далее. О каждом виде марок можно рассказывать очень долго. Сегодня же остановимся на нескольких интригующих случаях, связанных с марками голубиной почты, почтмейстерскими и кон-ными.
...Почтовый голубь сыграл серьез-ную роль в истории связи. Почти с незапамятных времен с голубями пересылали разнообразные ве¬сти чаще всего информацию военного или разведывательного характера... В 1870 году, во время франко-прусской войны, жители осажденного Парижа получили с помощью голубей тысячи писем. Причем все эти письма были от-сняты отправителями на микрофо-топленку, потому что голубь не может долго нести такую тяжесть, как конверт с вложенным внутрь листком. В Париже тут же были ор-ганизованы «читальни писем», где с помощью проекционных аппара¬тов письма «увеличивались».
Во второй половине XI века воен-ные ведомства многих стран очень заинтересовались голубиной поч¬той и даже дрессировали соколов для перехватки голубей. В свою очередь, голубям привязывали ма-ленькие свистки, отпугивающие со-колов. В некоторых странах услуги голубиной почты оплачивались спе-циальными марками.
С помощью почтового голубя нес-лыханно разбогател английский банкир Н. Ротшильд. В один пре-красный день он получил известие о поражении Наполеона при Ватер-лоо. На лондонской же бирже цари-ла паника: все были уверены, что победят французы. Стоимость акций резко упала. Зная уже о поражении Наполеона, банкир Ротшильд про-должал поддерживать панические настроения, одновременно скупая по смешным ценам ценные бумаги. Когда же Англия узнала о пораже-нии Франции, стоимость английских акций стала быстро расти, богат¬ства Ротшильда тоже...
А вот пример из истории почтмей-стерских марок.
Главные почтмейстеры колоний Англии, США, других государств пользовались для пересылки почты марками родной страны. Но, когда запас марок иссякал, а письма от-правлять было необходимо, почт-мейстеры заказывали в местных, колониальных типографиях тиражи почтовых миниатюр самостоя-тельно.
В 1860 году Чарльз Коннел почтмейстер из Нью-Брансуика (ныне одна из провинций Канады на берегу залива Святого Лаврентия) заказал в типографии новую серию из шести марок. Нью-Брансуик был в то время английской ко¬лонией, и на марках полагалось изображать английскую королеву Викторию. Но когда заказ был вы-полнен, на 5-центовой марке вместо королевы Виктории потрясенные чиновники увидели самого почтмей-стера Чарльза Коннела!.. Копнела уволили со службы.
О дальнейшей судьбе Коннела хо¬дят легенды. Одни утверждают, что Коннел сжег на костре марки, пре¬секшие его карьеру. Другие свиде¬тельствуют, что разжалованный почтмейстер вручал «свои» марки беднякам во время благотворитель¬ных обедов. Третьи считают, что Коннел оставил «роковые» марки в наследство дочери, а та разда¬рила их друзьям и знакомым... Те¬перь ясно одно: марки Коннела большая редкость. Каждую из них оценивают в большие денежные суммы.
К редчайшим маркам относятся так называемые конные марки частной почтовой линии «Пони экспресс». Она существовала в конце прошлого века в США.
История «Пони экспресс» могла бы послужить сценарием для ковбойского фильма. Трасса этой линии составляла более 3 тысяч ки-лометров и была полна различных опасностей, так как проходила че¬рез пустоши американского Дикого Запада, часто через местности, при-надлежавшие индейцам. Всадники- почтальоны должны были прое¬зжать эту линию за несколько су¬ток, верные девизу: почта должна дойти по назначению... В 1861 году фирма, управлявшая этой линией, выпустила для оплаты отправлений две марки с изображением скачу-щего всадника.
Как вы теперь понимаете, це¬нятся эти марки сегодня очень вы¬соко.
О марках, филателистах, худож-никах, создающих почтовые миниа-тюры, о сюжетах, изображенных на них, можно рассказывать очень и очень долго.

Назад к содержимому | Назад к главному меню