Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ АНДЫ ПЕРЕД ИНКСКИМ ЗАВОЕВАНИЕМ

Страны в истории > Перу

В период существования империи Уари культура Лима с центром в Пачакамаке оказывала, как уже говорилось, большое влияние на все центральное и южное по- Осрежьс, являясь, по-видимому, проводником новых религиозных представлений и традиций. Но с рубежа III тысячелетий на центральном участке косты ее сменяет культура Чанкай71, которая сильно отличается от поздней, уаризированной Лимы и по ряду черт может быть связана с горными районами. Центром культуры Чан- кай была, видимо, одноименная долина, но такие города, как Кахамаркилья и Пача¬камак, продолжали свое существование. Последний к этому времени превратился в м.ишеруанский ритуальный центр, посвященный богу-создателю, покровителю урожая и могущественному оракулу, наказывавшему ослушников страшными зем¬летрясениями.
Город занимал площадь около 9 кв. км на высоком, обрывистом мысу над доли¬ной р. Л урин72. Его центром был храм бога Пачакамака, сооружен ный на месте "Древнего храма ранних этапов культуры Лима. Прямоугольное здание стояло на ступенчатой платформе из сырца. Стены были покрыты фресками, изображавши¬ми птиц, рыб, людей и растения. К храму примыкал двор, окруженный стеной. Хра¬мовый комплекс одновременно являлся городской цитаделью.
Вторая стена, с напольной стороны мыса, ограничивала городские кварталы с довольно упорядоченной планировкой. Среди жилых комплексов выделяются сто¬ящие на массивных платформах дворцы с башней и примыкающими к ним стро¬ениями и двором. Кроме них, известны дома меньших размеров без башен и другие постройки. Кварталы застраивались вплотную, без проходов между домами или ог¬радами дворов. Внутренние коммуникации кварталов осуществлялись по верху ши¬роких стен. Еще одна опоясывающая стена прослежена вне мыса. Хотя в ее преде¬лах найдены следы построек, сплошной застройки здесь не было.
Материалы культуры Чанкай выявлены главным образом в погребениях и из-вестны еще с конца XIX в., когда были начаты раскопки могильников у города Ан¬кон73. Захоронения совершались обычно в ямах с тростниковым перекрытием. В могиле находилась мумия погребенного в сидячей позе, коленями к подбородку. Она была замотана в ткани, между слоями которых помещалась часть погребаль¬ного инвентаря. Все это было стянуто веревками в массивный тюк. Сверху на него прикреплялась матерчатая голова с нашитыми глазами, носом и ртом из металла (медь, серебро). Вместе с погребальным тюком в могилу клали различные вещи, среди которых особенно часто встречаются керамическая посуда и плетеные коро¬бочки с принадлежностями для ткачества и шитья.
Для культуры Чанкай характерны сосуды с округлым туловом и пухлым, на-поминающим чашку, горлом с двумя маленькими ручками. Часто они оформля-ются в виде человеческой фигуры. Эти сосуды, а также миски, кубки и посуда других, иногда довольно сложных, форм обычно расписаны черной краской по белому фону. Роспись чаще всего геометрическая. Встречаются и скульптурные элементы.
Для суждения об уровне социального развития носителей культуры Чанкай дан¬ных недостаточно, но типология построек и планировка Пачакамака позволяет предполагать существование заметной стратификации в обществе.
Ряд элементов культуры, сходных с материалами культуры Касма (Томавал) и сьерры предшествующего времени, позволяют высказать предположение о значи¬тельной роли горцев в складывании культуры Чанкай, занимавшей в 1-й половине II тысячелетия участок побережья между долинами Чанкай и Лурин и, может быть, некоторые долины к северу и югу.
В южных долинах, от Каньете до Наски, в 1-й половине II тысячелетия сущест¬вовали две, возможно родственные, культуры - Чинча и Ика74. Центром первой из них была Ла-Сентинела, где на площади около 40 га расположены сырцовые пира¬миды высотой до 30 м, террасы с подпорными стенами и другие сооружения. Есть и меньшие по размерам поселения, но сколько-нибудь значительных раскопок на них не проводилось. Древности культуры Чинча известны главным образом по погре¬бальным памятникам. Они заметно отличаются от материалов существовавшей здесь в предшествующее время культуры Каньете.
Керамический комплекс культуры Чинча разнообразен и во многом сходен с керамикой долин Центральной косты, Посуда часто орнаментирована в ковровом стиле повторяющимися узорами из мелких ромбов и треугольников, связанных ме¬жду собой. Помимо глиняных сосудов употреблялись и выдолбленные тыквы, укра¬шенные выжженным орнаментом. Найдены глиняные женские статуэтки, форма головы которых демонстрирует искусственную деформацию черепа.
Создатели культуры Чинча хорошо знали обработку металлов-меди, золота и, особенно, серебра. Ведь в долине находились богатые его месторождения. Высоко были развиты навыки ковки, плавки и создания сплавов. Из металлических пластин вырезались изделия нужной формы, которые затем покрывались выдавленными или прорезными узорами.
Из металла делались украшения, например налобные пластины, а также об- илидкм для деревянных серег, продевавшихся в мочки ушей. Но более всего ичвест- нм металлические пинцеты разных форм. Найден также фрагмент серебря иного нуПкн с выдавленным изображением человеческого лица и туми - ритуальный ни* с лезвием полулунной формы.
Индейцы чинча упоминаются в письменных источниках, которые сообщают об мк приходе в одноименную долину издалека. Связь их бога Чинчакамака с верхов¬ным божеством Пачакамака позволяет предполагать, что и сами чинча имели гене¬тическую связь с создателями священного города. Археологические материалы то¬ле показывают определенное сходство культур Чинча и Лима75.
11езадолго до прихода инков чинча заметно усилились. Они вели успешную Ппрьбу со своими соседями. Это подтверждает и археология, поскольку где-то в на- ч 11 л е XV в. материалы культуры Чинча начинают появляться в смежных долинах и даже и горных районах. Известно также, что около 1440 г. чинча успешно отрази¬ли первое нападение инков под водительством Инки Пачакути Юпанки.
Культура Ика известна в основном по захоронениям в могилах, выложенных i ырцоным кирпичем, с перекрытием из тростника. В них помещались погребаль¬ные тюки с мумиями. Черепа покойных сильно деформированы.
Формы керамической посуды культуры Ика очень специфичны и непосредст¬венно связаны с керамикой стиля Ика-Пачакамак. Орнаментация посуды - ков- роная, хотя в ряде сюжетов она восходит к уарийской традиции76. Металлические и |делия встречаются значительно реже, чем в культуре Чинча. Изготавливались uni) обычно из сплава серебра и меди. Иногда в такой сплав включалось и золото. 111 металла делались сосуды, украшения, навершия булав и некоторые орудия. Чира ктерны высокие серебряные, реже золотые, кубки с изображением челове¬ческой личины. Есть также простые кубки с выдавленным орнаментом, блюда, миски. Среди украшений - маски, браслеты, налобные пластины, а также подвес- пи и серьги. Известны пинцеты и металлические обкладки деревянных орудий. Приемы металлообработки были сходны с методами, использовавшимися в куль¬туре Чинча.
Культуры Чинча и Ика генетически совершенно не связаны с предшествовав¬шими им культурами Каньете и Наска. По-видимому на рубеже III тысячелетий и >. на южном участке косты произошла смена населения. Ряд черт сходства в ар¬хеологическом материале и данные письменных источников позволяют поставить иоирос о связи этих культур с создателями Пачакамака, возможно оттесненными к югу носителями культуры Чанкай. В то же время обитатели Ики сохранили опре¬деленную независимость и в переговорах с инкскими завоевателями выступали как самостоятельное объединение. Археологически эти культуры также имеют значи¬тельные различия и вполне вероятно, что в каждой из долин существовало незави¬симое вождество.
На участке побережья между долинами Уармей и Виру, в 1-й половине II тыся¬челетия н.э. продолжала существовать и развиваться культура Касма (Томапал)77. Ее центром была одноименная долина, где известны большие поселения городско¬го типа - Мапчан (16,8 га) и Эль-Пургаторио (27.5 га). Они имели упорядоченную планировку, включавшую укрепленную часть и рядовую застройку с домами из  
сырцового кирпича, разделенными улицами и площадями. К этой же эпохе относит¬ся и 40-метровая пирамида Сечин-Бахо, также сложенная из сырца.
Характер керамического материала изменяется со временем, отражая, видимо, слияние разнородных традиций предшествующего этапа - мочикской, уарийской (проникшей сюда вместе с влиянием Пачакамака) и, вероятно, ряда черт горных культур в единую культуру. На основе этих традиций возникает новый стиль орна¬ментации керамики, характеризующийся сочетанием белого, черного и красного цветов. Красноглиняная повседневная посуда, украшенная нарезным орнаментом, была распространена во всех долинах, входивших в ареал культуры Касма.
На северной окраине бывшего мочикского государства, в долинах Ламбаеке и Лече, в VIII в. сложилась культура Сикан, просуществовавшая до середины XIV в,7Н Она сформировалась на основе смешения позднемочикского субстрата с проникши¬ми на побережье элементами горной культуры Кахамарка. Такое смешение про¬изошло, вероятно, под давлением на носителей Кахамарки с юга, со стороны импе¬рии Уари. Судя по иконографии образов искусства, влияние религиозной системы горной империи проникло и сюда. В центре местного пантеона стоял Владетель Сикана - антропоморфный бог в полулунном головном уборе, иногда со зверины¬ми клыками во рту. Стилистически продолжая мочикскую традицию, сюжетно Владетель связан с центральным божеством уарийской мифологии, поскольку изображается фронтально, часто с двумя жезлами в руках. Нередко он встречается в окружении животных, что тоже характерно для горных культур. Сакральным центром Сикана являлся Батан-Гранде, где обнаружено скопление пирамид с мно¬гочисленными вспомогательными постройками. Они были сложены из сырцовых кирпичей, часто отмеченных специальными клеймами.
Недалеко от Батан-Гранде были исследованы медные выработки, от которых шла дорога к месту, где из руды выплавлялся металл79. Здесь обнаружены много¬численные плавильные горны, представлявшие собой небольшие ямки сложной конфигурации с глиняными стенками. Находка глиняных сопел говорит об искусст¬венном поддуве. Около горнов были обнаружены большие каменные плиты - ба¬таны, на которых измельчали руду и разбивали комки шлаков для извлечения из них капель выплавленной меди. Существование такого производственного компле¬кса говорит о развитой ремесленной специализации.
Сикан являлся крупнейшим металлургическим центром на севере Центральных Анд. Здесь было налажено массовое производство металлических изделий, техно¬логия изготовления которых восходит к мочикской традиции. Из богатых погребе¬ний Сикана происходят медные погребальные маски, ритуальные ножи-тумикубки и другие предметы роскоши из меди, золота и их сплава - тумбаги. Из метал¬ла делались также мотыги, ножи и прочие бытовые предметы.
Особенно интересны находки наипе - медных пластинок в виде латинской бу¬квы I с широкой ножкой80. Стандартизация размеров, присутствие в погребениях целых наборов и наличие сходных предметов в синхронных культурах Эквадора по¬зволили американскому археологу И. Шимада высказать предположение о том, что наипе являются одной из ранних форм денег81. И это вполне вероятно, поскольку Сикан был также крупным торговым центром, чьи связи протянулись от централь¬ного Эквадора до южного Перу, где найдены вещи явно сиканского производства.
Параллельно с культурами Касма и Сикан в центральных долинах бывшей территории мочикской цивилизации сложилась культура Чиму, в наибольшей сте¬пени унаследовавшая традиции своей предшественницы, заметно трансформиро¬вавшиеся под влиянием горных культур, в первую очередь Уари. Археологиче¬ская культура Чиму соответствует государству Чимор, упоминаемому в письмен¬ных источниках82.
('тол и чей Чимора был город Чан-Чан в долине Моче, где некогда распол<и w , ч цел гр мочикского государства83. Наряду с кварталами бедноты, состоявшими и щщпОитных хижин и не имевшими упорядоченной планировки, в городе находи ими резиденции зажиточных и знатных граждан. Центр Чан-Чана составлю, Yi юдздельГ - огромные, до 10 гектаров, прямоугольные компаунды со стенами
, i.n>u;i', поднимающимися на высоту до 9 м. Их ширина у основания достигает 4-51,
I иодмделы имели только один вход с северной стороны, где 6 специальных ниц».
, шяли деревянные статуи божеств-стражей.
Каждая съюдадела делилась на три части. В первой, северной, находились ди^р , колодцем, большая кухня, хранилища и аудиеясии - П-образные постройки, счи_ пнощиеся чисто административными сооружениями. Проход в поперечной стсИе in MI отсюда в центральную часть, где основное место занимала сырцовая платф^р. ми с погребальными камерами. При ней также имелись кухня, колодец, хранилищ и т-скол ько аудиенсий. Третья часть сьюдаделы была занята Жилыми и хозяйстве^, мыми постройками.
Такой компаунд представлял собой дворцовый комплекс, передняя часть к(м(1_ |.() предназначалась для накопления, хранения и распределения продуктов, cofi. жжпихся государством как с сельской округи, так и с более отдаленных территц. РИЙ подвластных Чан-Чану. Погребальная платформа в центральной части сыодч. !и*»н I содержала гробницы правителей и их близких. Эта часть явно носила сакрал^ той характер. Южная часть комплекса была местом обитания правителя, его семц много1iцеленной свиты и обслуживающего персонала. Считается, что после смсрт* И мхоронения очередного правителя сьюдадела оставлялась. Для каждого последу, и и него строился новый дворцовый комплекс.
Сельская округа Чан-Чана была занята полями, орошавшимися при помон^ г ножных ирригационных систем*4. В них входила сеть оросительных каналов и мц. »-т-тшльные акведуки. Крупнейший из них - Ла-Кумбре - должен был перебраа* luvi i воду реки Чикама в смежную долину Моче. С течением времени под влиянием ноггсиснного тектонического поднятия Тихоокеанского побережья ирригациоц. имс системы переставали функционировать и перестраивались. При этом посевнищ площади неуклонно сокращались.
)узловых пунктах ирригационной системы среди полей размещались поселе¬нии в отдельных из которых обнаружены небольшие компаунды с аудиенсиями. Они, видимо, представляли собой административные центры, контролировавшие процесс ирригаций и концентрировавшие земледельческие продуКТы, которые ,;м переправлялись в государственные хранилища Чан-Чана.
Сырцовые стены сьюдадел были покрыты рельефными узорами -ковровое гиля состоявшими из повторяющихся изображений божеств и мифологически 1-гои геометризированных фигур птиц, рыб и животных. Встречаются и чисто t - метрические орнаменты - ступенчатые мотивы, спирали. Архитектурный де стилистически тесно связан с орнаментикой текстильных изделий, которые так > метре чаются среди археологических находок.
Сходными изображениями была украшена чернолощеная и Красноглиняная и суда в которой выделяются бутыли со стремевидным горлом, восходящие к мочи с к им прототипам, сосуды с МОСТОВИДНОЙ ручкой и двугорлые. Онц часто делали»-« форм ix и имели на тулове панель с оттиснутым изображением. Очень характер)' маленькие скульптурные фигурки обезьяны или птицы у основания горла еосм Ию()р-1жсния на керамике, так же как и вытесненные на металлической носу моистрируют определенную преемственность с образами мочикеШго искусе со следами заметного влияния горных культур. Особенно выделяется фш ура am иоморфиого божества в сложном головном уборе и с дисковиднмми серьгами
Возникнув в конце I тысячелетия н.э., культура Чиму несколько веков развива¬лась в пределах Чикамы и Моче - центральных долин бывшего мочикского госу¬дарства, преемником которого в значительной степени и являлся Чимор. В ХШ в. он начинает расширяться, подчинив себе территорию до долины Санья на севере и до Санты на юге. В следующее столетие Чимор распространяет свою власть вплоть до Лече и до Форталесы, на северном берегу которой стоит трехступенчатая кре¬пость Парамонга, защищавшая южную границу государства. К середине XV в., не¬посредственно перед инкским завоеванием, территория Чимора простиралась уже от Тумбеса до Лимы85.
Сопоставление археологических данных и этнической карты побережья, соста¬вленной по письменным источникам, показывает, что ядро государства Чимор со¬ставляло население, говорившее на языке мучик и жившее между долинами Моче и Лече, т.е. на территории, где существовали родственные культуры Чиму и Сикан. Южнее Моче, вплоть до долины Чильон, был распространен язык кингнам. Имен¬но на этой территории представлены археологические культуры Касма и Чанкай, имеющие много черт сходства и сильно отличающиеся от Чиму и Сикана. Крайний север косты занимали носители языков ольмос и сек, но эти районы до сих пор пра¬ктически не исследовались археологами.
Таким образом, к середине XV в. правители Чан-Чана подчинили себе как род¬ственное, так и иноэтничное население, создав огромную империю, протянувшую¬ся на 1300 км вдоль перуанского побережья. Империя управлялась из Чан-Чана, в хранилищах которого концентрировалось огромное количество продуктов земле¬делия и ремесел. Администрация завоеванных провинций опиралась на крупные вторичные центры, такие как Фарфан в долине Хекетепеке и Манчан в долине Ка¬сма. В этих центрах обнаружены компаунды, аудиенсии, хранилища и погребаль¬ные платформы с захоронениями знати. Поселениями третьего порядка были упо¬минавшиеся уже административные центры сельских районов, а самый нижний ярус поселенческой иерархии составляли небольшие селения с одним компаундом, изу¬ченные до сих пор только в долине Моче. Четырехступенчатая иерархия поселений свидетельствует о высокой степени централизации управления.
Предполагается, что основой экономической системы Чимора была концентра¬ция прибавочного продукта в государственных хранилищах с последующим пере¬распределением его среди населения в виде потребительских товаров и престижных вещей, прежде всего металлических изделий. Рядовое население несло обязатель¬ную трудовую повинность по постройке каналов, общественных зданий, дворцов правителей и домов знати86.
Империя Чимор просуществовала очень недолго. Во 2-й половине XV в. она была завоевана инками, создавшими Тауантинсуйю- империю третьего поколения, включившую в себя все Центральные Анды и далеко вышедшую за пределы этой культурно-исторической области.

Назад к содержимому | Назад к главному меню