Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Греческая цивилизация

Рефераты

Древняя Греция и ее  культура  занимают  особое  место  в  мировой
   истории. В высокой оценке  античной  (т.е.  греко-римской)  цивилизации
   сходятся мыслители  разных  эпох  и  направлений.  Французский  историк
   прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады греческим
   чудом.  Самые  высокие  оценки  греческой   цивилизации   не   кажутся
   преувеличенными. Но что породило мысль о чуде? Греческая  цивилизация
    не  единственная,  да  и  не  самая  древняя.  Когда  она  появилась,
   некоторые  цивилизации  древнего  Востока  измеряли  свою  историю  уже
   тысячелетиями. Это относится, например к Египту  и  Вавилону.  Мысль  о
   чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее  необычайно  быстрым
   расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже  в  начале  третьего
   тысячелетия до нашей эры находилась на той  ступени  развития,  которая
   позволяет говорить о переходе от  варварства  к  цивилизации.  Создание
   греческой цивилизации относится к эпохе культурного переворота  VII
   - V вв. До н. Э. В течение трех веков в  Греции  возникла  новая  форма
   государства    первая  в  истории  демократии.  В  науке,   философии,
   литературе и  изобразительном  искусстве  Греция  превзошла  достижения
   древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более  трех  тысяч  лет.
   Разве  не  было  это   чудом?   Конечно,   никто   не   имел   в   виду
   сверхъестественное  происхождение  греческой  цивилизации,  но  указать
   исторические  причины  появления  греческого  чуда  оказалось  совсем
   непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации,  совершившиеся
   фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку
   уже и для самих греков. Уже в V  в. до н. э. появились  первые  попытки
   объяснения этого феномена.  Прародителем  многих  достижений  греческой
   культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь отец  истории
   Геродот,  чрезвычайно  высоко  ценивший   культуру   Древнего   Египта.
   Знаменитый  Ритор  и  Сократ  утверждал,  что  Пифагор  воспринял  свою
   философию  в  Египте,  а  Аристотель  называет   эту   страну   родиной
   теоретической математики. Родоначальник греческой философии  Фалес  был
   финикийцем по происхождению. Приехав в  Египет,  он  учился  у  жрецов,
   заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего,  а
   также знания по геометрии и астрономии.


         Такие же  сведения  мы  находим  у  древних  авторов  относительно
   Гомера, Ликурга,  Солона,  Демокрита,  Героклита  и  других  выдающихся
   представителей греческой культуры.  Что  же  заставляло  греков  искать
   восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает
   несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой  и
   культурой  других  стран  Древнего   Востока,   действительно,   многое
   заимствовали, а в других  случаях  обнаруживали  черты  сходства  между
   своей  культурой  и  культурами  востока.  Зная  о  большой   древности
   восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение  того
   или  иного  явления  греческой  культуры  заимствованиями  эллинов   на
   Востоке,  что  казалось  логичным.   Во-вторых,   этому   способствовал
   консерватизм жизненных устоев, характерный для  всех  древних  обществ.
   Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним  грекам  было
   присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро
   отдать другим народам свои собственные достижения.
         Современная  наука  дает   и   другие   объяснения   происхождения
   древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину греческого чуда
   в  свойствах,  якобы  присущих   арийским   языкам:   абстрактности   и
   метафизичности.  Выделяли  особую  одаренность  греков  в  сравнении  с
   другими народами древности.  Различные  гипотезы  рассмотрены  в  книге
   историка А. И Зайцева Культурный переворот в Древней Греции VIII  -  V
   вв.  до  н.  э..  Им  приведены  конкретные  сведения,   опровергающие
   расистские гипотезы. Многие историки приходят  к  выводу,  что  причины
   величия греческой цивилизации следует искать не в  расовой  предыстории
   Греции,  а   в   конкретной   исторической   действительности   первого
   тысячелетия до н. э.


         Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге  Греческая
   цивилизация утверждает, что греческая цивилизация и античная  культура
   базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел  те  же  этапы
   развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что  греческого  чуда
   не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию
   и созданные ею. Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации
   является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его
   пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно  и
   мир,  и  человека,  один  посредством  другого.  Человек   и   мир,   в
   представлении греческой цивилизации являются отражением один другого  
   это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие  одно  в
   другом.[1]

         Литература, искусство  и  философия  Древней  Греции  дали  толчок
   развитию европейской культуры.  Древняя  Греция  открыла  человека  как
   прекрасное  и  совершенное  творение  природы,  как  меру  всех  вещей.
   Великолепные  образцы  греческого  гения  проявились  во  всех   сферах
   духовной  и  социально-политической  жизни:  в   поэзии,   архитектуре,
   скульптуре, живописи, политике, науке и  праве.  Греки  создали  науку,
   которую некоторые исследователи называют мышлением по способу греков.
   У истоков европейской культуры находится микенская цивилизация.
         Отличительной  чертой  микенской  цивилизации   является   наличие
   дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные
   кладовые, помещения административного и культурного назначения.  Такого
   рода дворец средоточие сложной экономической  военной  и  религиозной
   жизни. Дворец держал на строжайшем учете  реальные  и  запланированные
   поступления (в  основном  продукцию  ремесла  и  сельского  хозяйства),
   дворец  ведал  организацией  рабочей  силы,  военного   дела,   выдачей
   продовольствия лицам,  выполняющим  какую-либо  работу.[2]  Возглавлял
   деятельность такого дворца царь-жрец (ванака).  Основная  функция  царя
   заключалась в сохранении священного  порядка  в  природе.  Человек  в
   такой системе был зависим от религиозного мировоззрения.  Кстати,  идея
   божественного  происхождения  каждой  профессии  долго  сохранялась   у
   древних греков.  И  у  Гомера  встречается  подробное  описание  многих
   ремесел,  а  в  качестве  их  творцов  указываются  Гефест   и   Дедал.
   Мифологическое мировоззрение было типично  для  микенской  цивилизации.
   Крушение дворцовой системы помогло  противоборствующим  силам:  родовой
   аристократии и сельской общине. И в гомеровском  эпосе  вместо  царя  
   басилевс,  скорее  военный  предводитель.   Басилевсы   вели   свою
   родословную от богов. Обычно Гомер говорит  о  них  накануне  сражения,
   чтобы подчеркнуть  значимость  поединка.  Интересен  в  этом  отношении
   диалог Диомеда и Главка: Тщиться других превзойти, непрестанно  пылать
   отличиться, Рода отцов не бесчестить, которые славой своею Были отличны
   в Эфире и в царстве ликийском пространном.[3] Нормами жизни человека в
   микенской цивилизации и у гомеровских героев были честь,  слава,  стыд.
   Платон называл Гомера воспитателем Греции.
         Характерным   признаком   древнегреческой   цивилизации    являлся
   демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась как форма
   государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией
   личной свободы гражданина было право частной собственности на  средства
   производства  (и,  прежде  всего,  на  главное  из  них     землю)   с
   возможностью продажи ее или передачи по  наследству,  право  свободного
   распоряжения произведенными товарами (то есть свободный  рынок),  право
   непосредственно влиять на формирование внутренней  и  внешней  политики
   государства и  антимонопольные  законы,  препятствовавшие  концентрации
   экономической и политической власти  в  руках  одной  личности,  семьи,
   сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то,
   что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч)
   обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только
   в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители  этого
   государства иммигранты и женщины гражданскими правами не обладали и
   частной собственностью  (особенно  недвижимой)  владеть  не  могли.  Не
   говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и  в  саму
   категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и
   римлянами.
         Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации  стала
   античная   скульптура.   Заимствованная   греками    из    древней    и
   рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации
   Египта, уже  в  архаическую  эпоху  она  отличается  от  окоченевших  и
   схематичных греческих  фигур  большей  мягкостью,  живостью  и  большей
   индивидуализацией  очертаний.   А   с   началом   классической   эпохи,
   характеризующейся  массовым  ростом  самосознания   свободных   граждан
   демократических полисов, скульптура приобретает специфические  античные
   оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в  деревянной  позе
   символом незыблемости привилегий  родовой  знати  и  начинает  отражать
   динамику отношений полноправных граждан полиса.
         Греческая   архитектура   также   была   сращена   с   динамичными
   общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили
   по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале
   были дома  божеств,  покровителей  городов,    храмы.  По  мере  роста
   благосостояния и развития демократии другой важнейший  центр  полиса  
   агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и
   экономических  проблем  (в   частности,   для   товарообмена),   начала
   обстраиваться зданиями,  предназначенными  для  различных  общественных
   нужд разного рода правительственных учреждений, собраний и  т.п.  Это
   здание городского  совета    булевтерий,  театр,  гимнасий,  палестра,
   стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных  разработок,  в
   частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря  на
   монументальный    характер    греческой    общественной     архитектуры
   классического  времени,  чувство  пропорции  не   позволяло   создавать
   сооружения, служившие целям подавления и принижения  чувств  свободного
   гражданина   свободного   государства,   в   отличие   от   архитектуры
   древневосточных деспотий,  эллинистического  и  римского  времени,  где
   индивидуалистически-монополистические        тенденции         поощряли
   гипертрофированную монументальность  и  колоссальность  сооружений.  (С
   эллинистического же времени в греческой архитектуре  появляются  дворцы
   царей и виллы царских вельмож и состоятельных  людей.)  Частные  здания
   вместе с ростом благосостояния общей  массы  населения  демократических
   полисов  также  благоустраивались.  Города  снабжались  водопроводом  и
   канализацией. Вновь построенные города  (например,  Пирей)  создавались
   уже  согласно  греческой  философии  архитектуры,  наиболее  выдающимся
   представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка).
   Античная цивилизация  возникла  как  цивилизация  городов-государств  и
   оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю  городами  права
   на   проведение   самостоятельной   внешней   политики,   подкрепленной
   собственными  независимыми  вооруженными  силами.  Но  в  процессе  все
   большего  наступления  императорской  центральной   власти   на   права
   муниципального самоуправления (плоть до  драконовского  налогообложения
   Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации
   и приходили в упадок.
         Вместе с античным городом формировалась и  греческая,  а  затем  и
   римская литература, все те ее жанры и литературные образцы,  которые  в
   значительной степени будут определять развитие  европейской  и  мировой
   литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные
   века дописьменного эпоса, в  частности  Илиады  и  Одиссеи  Гомера,
   ставших  предметами  школьного  образования  не  только   в   гимнасиях
   античности, но  и  в  гуманистической  (классической)  гимназии  нового
   времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку
   его естественная среда    аристократическая  община    уступает  свои
   позиции  демократии.  Эмансипирующаяся   личность   осуществляет   свою
   потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом  роде
   литературы в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие
   мастеров разных лирических форм Алкей, Сапфо,  Анакреонт,  Архилох  и
   многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма,
   а обязательным атрибутом архитектуры каждого города театр. Величайшие
   драматурги трагедии Эсхилл, Софокл,  Эврипид,  комедии    Аристофан.
   Исэгория  (равная  свобода  слова  для   всех   граждан)   и   исономия
   (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда  аристократического
   искусства  ораторского,  для  проявления  которого   было  достаточно
   поводов на заседаниях народного собрания,  совета,  суда,  на  народных
   празднествах и  даже  в  быту.  Особыми  мастерами  этого  искусства  и
   одновременно политическими деятелями были Демосфен и  Сократ.  И  кроме
   них можно назвать  десятки  имен,  поскольку  ораторское  искусство  не
   умирало в античности никогда, хотя с падением  греческой  демократии  и
   римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие.
Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения
литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть
историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа
которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта
и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся
вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается
осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других
сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в
римской культуре.
В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в
классическое время имевшая большие достижения, математика, геометрия,
астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные
соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника.
Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками,
поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский
труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника.
Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры
и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил,
расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличили
их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в
подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая
каменоломни и метеллургические предприятия), водном хозяйстве
(трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха.
Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают
применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, и водяные
мельницы.
К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система
образования общее образование или энциклопедическое образование,
энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни  Римом, ни
христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем
(гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование).
Классические языки древнегреческий и латынь в форме так называемой
интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и,
являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, ка живые
нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными
источниками историческим опытом и достижениями прошлого.



Список использованной литературы



Энциклопедический словарь юного историка М.,Педагогика-пресс,1993
Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима
М., Высшая школа,1990
Лев Любимов Искусство Древнего Мира М.,Просвещение,1971
Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону,Феникс,1994
Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов)         Ростов-
на-Дону, Феникс,1997
-----------------------
[1] Боннар
[2] Античная Греция, т.1 Становление и развитие полиса. М.,1983. с.90-91
[3] Гомер. Илиада /Пер. Н.И.Гнедича. М.,1960 / VI, 208 - 210

Назад к содержимому | Назад к главному меню