Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

СРЕДСТВА СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ

Страны в истории > Перу

Созданная инками сильная централизованная власть не была бы возможна без использования и совершенствования замечательных материально-технических дос¬тижений андских народов. К ним относится уникальная дорожная система. Ее размах и техническое совершенство не имели равных во всей древней Америке, а в Старом ('вете сравнимы лишь с дорогами древнего Рима. Известный немецкий ученый и пу¬тешественник А. Гумбольдт, видевший остатки инкских дорог в начале XIX в., восхи-щенно оценил их как самое выдающееся творение человека за всю его историю82.
Для столь обширной территории, освоенной инками, средства сообщения и ком¬муникации стали первостепенным стратегическим фактором развития. Дорожная сеть инков с учетом основных и отдаленных зон насчитывала до 40 тыс. км83. В основе ее лежали две главные магистрали, пересекавшие страну с севера на юг. Одна начина-лась севернее экватора. Эта самая древняя, так называемая королевская, дорога - ка¬нак нъян, как высокогорная система, соединяла северные андские города - Кито и Ка- хамарку с Куско, обегала берега оз. Титикака, следовала на восток в Кочабамбу и в районе города Тукумана поворачивала на запад, заканчивая путь на берегах реки Ма- уле в Чили. Проложенная в высокогорном рельефе на головокружительной высоте в .1-5 тыс. м над уровнем моря, эта дорога имела протяженность более 5 тыс. км.
Вторая дорожная система начиналась на севере в городе Тумбесе, тянулась на 4 тыс. км вдоль Тихоокеанского побережья и в районе города Капьяпо в Чили со¬единялась с высокогорной магистралью. Завершенная в годы правления последне¬го Инки У айна Капака, она носила его имя. Между этими двумя магистралями бы¬ли проложены десятки широтных трансандийских дорог, соединявших крупные го¬рода высокогорья с береговой зоной: Куско - Наска, Куско - Арекипа, Хауха - Па¬чакамак и многие другие центральные маршруты.
Известно, что андские индейцы не имели колесных повозок. Их дороги предна¬значались для пешего передвижения и караванов лам. Однако это совсем не сказа¬лось на высоких технологических качествах дорог. Выражаясь современным язы¬ком, можно говорить о создании здесь настоящей дорожной индустрии: от бога¬тейшего разнообразия строительных материалом, типов дорожного покрытия иконструкции мостов и переправ до подготовки профессии пижш-просктировщиков,
строителей и смотрителей мостов.
По описаниям хронистов, береговая дорога представляла абсолютно прямое по¬лотно шириной 7,5 м, мощеное каменными плитами. Для защиты от песков дорога ограждалась высокими барьерами с цветным орнаментом. Вдоль отдельных участ¬ков высаживались фруктовые деревья устраивались каналы с водой. В низинах до¬рожное полотно поднималось на высокие насыпи или плотины (например, 13-кило- метровая плотина под Антой). Сооружение высокогорных участков отвечало самым высоким инженерным требованиям. Для инкских строителей не существовало пре¬пятствий. В зависимости от горного рельефа возводились каменные виадуки, плете¬ные подвесные мосты - оройя, канатные с подвесной корзиной, действовавшие по принципу фуникулера, в скалах пробивались туннели до 10 м длиной, на отвесных склонах дорога вырубалась в скальном грунте и превращалась в лестницу с широки¬ми маршами, строились паромные, понтонные и лодочные переправы. Взламыва¬лись и выравнивались скалы, со дна каньонов поднимались высокие каменные опо¬ры для мостов. Среди подвесных мостов самый знаменитый в местечке Сан-Луис- Рей, протянутый на высоте в 80 м над рекой Апуримак и длиной 150 м. Построенный в середине XIV в., он прослужил более пяти столетий и рухнул в 80-х годах XIX в. Специальные чиновники - начальники всех королевских дорог и главный смотри¬тель мостов и переправ входили в высший правительственный совет Инки84.
Особую уникальность инкским дорогам как средству сообщения придавала си¬стема оповещения в виде специальной службы гонцов-скороходов - часки. Этот жи¬вой телеграф, приданный дороге и неразрывно связанный с ней, составлял как бы единую систему коммуникаций, развернутую инками в масштабе всей страны.
Инкская почтовая служба имела скоростной характер и действовала по прин¬ципу эстафеты. Специально готовившиеся гонцы-курьеры обслуживали оба напра¬вления дороги и круглосуточно дежурили по 2-6 человек в небольших укрытиях, расположенных в пределах видимости примерно 2 км. Сведения передавались устно или зашифрованно в узелковом письме - кипу, в случае военной опасности зажига¬лись сигнальные костры. И поныне поражает скорость доставки сообщений: так, путь от Куско до Кито (2500 км) эстафета проходила за 5 дней, от Куско до побере¬жья (800 км) - за 3 дня со скоростью от 250 до 400 км в день. Хронист Б. Кобо под¬считал, что в самой Испании в середине XVII в. подобный путь конная почта прохо¬дила за 12-13 дней.
В обустройство дорожной сети входило и сооружение многофункциональных дорожных станций - тампу. Эти большие крытые помещения служили постоялы¬ми дворами: парадные залы предназначались для отдыха Инки, его свиты, чиновни¬ков, боковые приделы для воинских отрядов. Здесь же размещались склады одеж¬ды провианта и оружия. Тампу располагались через каждые 20-30 км в таких клю¬чевых зонах, как горные перевалы, устья долин, границы экономических зон. Тем самым они выполняли роль центров контроля за местным товарообменом85.
Унаследованная от прошлых культур Центральных Анд, в частности Уари, и многократно расширенная дорожная система инков решала задачи общегосударст¬венного масштаба: сбор хозяйственной и военной информации, данных статистики, передача распоряжений из центра, отчеты многочисленных чиновников - словом, вся оперативная информация стекалась в Куско. Она обеспечивала высокую цент-рализацию управления, экономическую интеграцию многочисленных областей и народов и контроль за безопасностью огромного инкского государства. Дороги ста¬ли важнейшей составляющей территориальных захватов и колонизации завоеван¬ных земель. В ряде случаев сначала строились дороги - например 670 км пути от го¬рода Уануко на восток к воинственным индейцам чачаройяс или дорога на юг через пустыню Атакаму - для продвижения к землям арау капов, а затем в дело всту¬пала инкская армия.
Однако дорожные коммуникации не |>|.| л и бы столь эффективны без гениаль¬ного изобретения инков, которым стала мнемоническая система фиксации, накоп¬ления и передачи разнообразной инфор¬мации. Речь идет об узелковом письме, или кипу (на кечуа - узел или счет), приме¬нение которого являлось повсеместным.
Что представляло из себя кипу? К шнуру-основе из шерсти или хлопка око¬ло 2 м длиной привязывались попереч¬ные полуметровые шнурки-подвески различной окраски. Все они образовыва¬ли длинную бахрому. На них-то и навя¬зывались узлы различной конфигурации.
И основе лежала позиционная и десятич¬ная система исчисления. Самый большой из известных кипу из святилища Пачака¬мака весил 6 кг. Совокупная длина соста¬вляющих его нитей могла превышать тысячи метров и содержать большой объем сведений.
Используя шнур и нити 3 порядков, 3 типа узлов и 13 цветовых определителей в различных сочетаниях в кипу можно было вывязать, т.е. заложить, практически не¬ограниченную информацию86. Прежде всего кипу были средством учета и статистики, своеобразной бухгалтерской книгой, в которой вывязывались сведения и факты по исем вопросам административной и хозяйственной жизни, а именно: число воинов и пои некого вооружения, убитых и пленных (красная нить), численность мужчин, жен¬щин и детей, стариков и вдов, поголовье лам, запасы продовольствия на складах по нсем продуктам, количество обрабатываемой земли, серебряные рудники (белый цвет), золотые изделия (желтый цвет), предметы культа (сине-желто-белая нить) и др.
Однако кипу было приспособлено также для фиксации законов обычного пра¬ва, родословных и ритуалов, кратких исторических деяний отдельных правителей нплоть до описания конкретных портретных черт и более того - обозначения через цвет грамматических элементов. Связка кипу укладывалась в могилу умершим как свидетельство их прижизненных деяний. Заложенные в кипу сведения по земель¬ным и другим спорам испанцы признавали за юридические документы87. Испанские хронисты оставили восторженные отзывы о кипу: ...вся империя инков управля¬лась посредством кипу, (Пома де Айала); Я не поверил бы, если бы не видел соб¬ственными глазами, что на этих цветных нитях и узелках записаны законы как в де¬лах управления, так и в религии, имена правителей и время их правления и основ¬ные деяния (Поло де Ондегардо). Сьеса де Леон свидетельствует: «Я был поражен точностью записей всего того, что было выдано Фр. Писарро местными правите-лями в Хаухе, в том числе золотых и серебряных изделий, одежды, маиса, скота и др. ... И пару сандал ий-усуту нельзя было бы утаить»88.
Огромная инкская держава, или империя, объединила около 200 народов, пест¬рый конгломерат дотоле независимых и даже враждебных инкам племен, различав¬шихся по языку и традициям. Это оказалось возможным благодаря установлению централизованной политико-административной системы и жесткой регламентации всех сторон жизни андской общины, четко налаженным средствам сообщения и коммуникаций, продуманной политике этнической консолидации. Этому содейство¬вало создание единой синкретической религиозной системы, включившей локаль¬ные и племенные божества и верования. Ее увенчал общегосударственный культ Солнца - Инти и стремившийся к монотеизму культ Виракочи, верховного божест¬ва инкского пантеона, творца андской вселенной. Эту же цель преследовало и целе¬направленное распространение языка кечуа - руна сими как государственного. К моменту появления испанцев на большей части страны индейцы говорили на кечуа либо употребляли его в качестве второго языка91. Таким образом решалась слож¬ная задача по превращению многоэтнического мира андских народов в органиче¬скую часть Тауантинсуйу.

Назад к содержимому | Назад к главному меню