Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Церковное почитание

История России

C 1920-х годов, в русском зарубежье по инициативе Союза ревнителей памяти императора Николая II[181], совершались регулярные заупокойные поминовения императора Николая II трижды в год (в день рождения, день тезоименитства и в годовщину убийства), но его почитание как святого начало распространяться по окончании Второй мировой войны.

19 октября (1 ноября) 1981 года император Николай и его семья были канонизированы Русской Зарубежной Церковью (РПЦЗ)[182], тогда не имевшей церковного общения с Московским Патриархатом в СССР.

Решение Архиерейского Собора Русской православной церкви от 14 августа 2000 года: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию» (их память 4 июля по юлианскому календарю).[183][184]

Акт канонизации был воспринят российским обществом неоднозначно: противники канонизации утверждают, что провозглашение Николая II святым носило политический характер.[185]. С другой стороны, в части православного сообщества циркулируют идеи о том, прославления царя как страстотерпца недостаточно, и он является «царём-искупителем». Идеи осуждены Алексием II как кощунственные, так как «искупительный подвиг один Господа нашего Иисуса Христа».[186]

В 2003 году в Екатеринбурге, на месте снесённого дома инженера Н. Н. Ипатьева, где был расстрелян Николай II и его семья, был построен Храм-на-Крови± во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, перед входом в который установлен памятник семье Николая II.

Во многих городах началось строительство храмов в честь святых Царственных страстотерпцев.


Назад к содержимому | Назад к главному меню