Команда для стартапа

1. Чем команда стартапа отличается от команды в бизнесе и есть ли отличия?

Правильная трактовка команды стартапа и есть отправной точкой. Нельзя руководствоваться советами агентств, нанимать людей в стартап по их правилам. Это в корне разные люди, и вот почему.

Команда в стартапе – это всегда непредсказуемость и хаотичный рост этой команды, когда “вчера – вакансий нет, сегодня – горит”. Это отсутствие четкой корпоративной культуры, как в крупных сформировавшихся бизнесах. В этих условиях от команды зависит практически все. То есть от того верно ли ты собрал костяк стартапа, полностью зависит дальнейшее развитие компании.

Стартап – это гибкость, это возможность быть услышанным и реализовать свои идеи, это тотальное отсутствие бюрократии и приветствие инициатив со стороны сотрудников.

Бизнес – это четкий и налаженный процесс, окупаемый продукт, план найма и увольнения. И никакой хаотичности.

Как было вначале у нас, когда мы еще назывались Prodvigator? Все делали всё, были универсальными персонажами: и продавали, и занимались маркетингом, и саппортили.

2. Какие люди подходят в стартап: какими личностными качествами они должны обладать?

Это смелые, гибкие, инициативные и легко обучающиеся люди. Те, которые видят пути развития стартапа, хотят развиваться сами и умеют добиваться целей.

Мне, как руководителю отдела маркетинга, все равно, какое образование у человека передо мной, есть ли у него диплом. В моем отделе самое главное, чтобы он умел достигать целей и легко обучался. Когда я собеседую сотрудника, это выглядит примерно так:

“– Чем ты увлекаешься?

– Я занимаюсь спортом, легкой атлетикой.

– О, круто, расскажи, каких успехов ты добился в этом?

– У меня медаль в забеге Гуцул Трейл, мой личный рекорд – 21 км за 2 часа.

– Супер, он может нам подойти, – проскакивает в мыслях”.

Среди личных целей может быть что угодно, хоть вышивка крестиком с личным рекордом. Важно, чтобы человек умел добиваться желаемого в повседневной жизни. Тогда он легко справится с поставленными задачами на работе.

Еще один момент: с человеком должно быть комфортно. Если малость дискомфортно, говорите людям “нет”. Хотя я никогда еще этого не говорил 🙂 Так получается, что в команде Serpstat все на своих местах. Каждый понимает, что нужно делать, чтобы развивать продукт.

7. Как воодушевить команду на максимальную производительность?

Открытая финансовая статистика. Это крайне важно для стартапа, потому что сотрудники видят, как их работа влияет на развитие продукта. Каждый человек в Serpstat может посмотреть ежедневный заработок и затраты компании, сколько пришло новых пользователей.

Такой вид мотивации внедрил наш новый СЕО в 2016 году – Артем Бородатюк, основатель Netpeak Agency и Netpeak Group. Как только он пришел в команду, сразу поставил курс развития – 1 млн долларов чистой выручки за год (1 млн ARR). Затем открыл всем сотрудникам доступы в админку и сказал: ”Вы знаете нашу цель и видите наш рост, давайте работать и зарабатывать еще больше”.

Второй важный пункт: продуманная система мотивации, от которой зависит зарплата. Бегите от понятия “сотрудник на ставке” – это еще один пережиток прошлого. Внедряйте систему мотивации и выплачивайте деньги в зависимости от ключевого показателя результата деятельности в конце месяца (KPI).

В Serpstat ставка ниже рыночной, но у нас нет ни одного сотрудника на голой ставке. Все получают бонусы за KPI по системе мотивации. Как он поработал, такую ЗП и получит. Такой подход задает темп для формирования движущегося вперед и вверх стартапа, так как доходы компании полностью зависят от каждого сотрудника в команде.

Благодаря таким вещам у нас постоянный рост. Это поддерживает боевой дух команды.

Как создать сплоченную команду в бизнесе?

На самом старте своего бизнеса, я посетил как-то одно мероприятие, где выступал успешный предприниматель. Ему задали стандартный вопрос: «Что самое важное в бизнесе?» Он не раздумывая, ответил: «Самое важное в бизнесе это создать Настоящую Команду. Сплоченную, творческую, компетентную, динамичную, хорошо мотивированную. Все остальное вторично: идеи, ресурсы, инфраструктура и т.д. Если есть хорошая команда, можно заниматься каким угодно бизнесом, продвигать какую угодно идею, даже неэффективную и банальную, — все равно Команда «вытянет» бизнес. «Вгрызется зубами» и вытащит проект в лидеры!».

Спустя время я пришел к таким же выводам. Сильная команда в бизнесе – это самый важный и самый ценный ресурс. В этой статье, хочу поделиться опытом создания и мотивирования команды.

Сначала определимся, что мы будем в этой статье называть командой. В широком смысле команда — это все кто работает в одной компании, и хорошо когда при любом размере бизнеса все ощущают себя одной единой командой (удается это немногим, хороший пример Virgin или ранний Google).

На уровне стартапа, команда – это все ваши ключевые сотрудники и специалисты.

С ростом бизнеса и количества привлеченных в него людей, команда — это уже руководители, ответственные за ключевые направления бизнеса и ключевые специалисты, которые непосредственно участвуют в выработке стратегии и тактики организации, на которых вы можете положиться и с которыми вы вместе идете к намеченной глобальной цели. Это уже не сотрудники, это — соратники. Именно про такую команду идет речь в статье.

Можно ли обойтись совсем без команды? Да, конечно. Пока проект не достиг определенного масштаба. У меня у самого есть небольшие (но вполне успешно зарабатывающие) интернет-проекты, где вся команда — это я сам. Но в серьезном проекте, рассчитанном на большую аудиторию, без команды никак не обойтись. Тут уж точно — один в поле не воин.

Как подбирать людей в команду?

Этап подбора людей в команду очень ответственный для любого руководителя. Но, как известно, «Кадры – решают всё». Поэтому надо постараться сделать как можно меньше ошибок. Здесь могу посоветовать следующее:

1. Лучше всего приглашать в команду людей, с которыми вы уже имели опыт работы или разного рода сотрудничества. Очень хорошо, если вы видели этого человека в работе (и на отдыхе), знаете какими компетенциями он обладает и на какие подвиги способен 🙂

2. Не стоит начинать бизнес с близкими друзьями и родственниками и соответственно брать их в команду. Отрицательных примеров – масса. Близкие личные отношения будут препятствовать и бизнесу, а совместный бизнес будет нести угрозу самим отношениям. Берите лучше людей, с которыми вы знакомы, которых вы уважаете и которые уважают вас.

3. На начальном этапе у вас скорее не будет больших денег на найм супер-специалистов с супергонорарами. Но оно пока и не особо критично. Важно найти хороших и перспективных специалистов в своих областях и дать им возможности постоянно обучаться и наращивать компетенции. И они будут расти вместе с вами и с бизнесом. Если все-таки нужен супер-спец, можно попробовать замотивировать его другим способом (о мотивациях ниже).

4. С ростом бизнеса многие руководители начинают заботу о найме сотрудников возлагать на HR-отдел и заместителей, а сами в лучшем случае просматривают резюме. Но хороший руководитель всегда контролирует процесс и обязательно проводит личные собеседования со всеми ключевыми сотрудниками и тем более с руководителями. И оставляет за собой последнее слово. Два раза в жизни я встречался с такими руководителями и считаю, что это очень правильный подход.

Из каких людей должна состоять бизнес-команда?

У меня поначалу была уверенность, что команда должна состоять из похожих на тебя людей (по характеру, темпераменту, скорости реакции и т.п.). Теперь свои взгляды я пересмотрел. Это дает только одно мнимое преимущество – такой командой легче управлять. Но настоящая сильная команда должна состоять из разных людей, с разными взглядами и убеждениями, с разными позициями, с разным темпераментом, с разными жизненными привычками и приоритетами.

Риск должен дополняться осторожностью, оптимизм – пессимизмом, креатив – прагматичностью, «разгильдяйство» – администраторскими способностями. В такой, казалось бы «разношерстной» команде и формируются те самые золотые, срединные, сбалансированные, сильные решения. Главная задача лидера тут выступить модератором и собирателем решений.

Но при этом члены команды должны уважать друг друга, быть «пропитаны» идеей и разделять ее, иметь общие ценности и, наконец, быть хорошо мотивированными.

Каждый участник команды должен быть четко спозиционирован и решать четко очерченный круг задач, например финансы, продажи, техническое обеспечение, маркетинг и продвижение и пр. Но при этом все участники команды всегда должны находиться в едином информационном поле. В команде должна быть налажена постоянная синхронизация понимания текущих задач, смыслов и краткосрочных/долгосрочных целей. У всех должно быть одинаковое и однозначное понимание: кто мы и куда мы идем.

Как замотивировать членов команды?

Безусловно, одним из главных мотиваторов выступает – достойная заработная плата, т.е. хорошие деньги, регулярно получаемые и с прогрессией по размерам. На этапе начала становления бизнеса это не всегда реализуемо. Поэтому надо строить расширенную мотивацию. Для действительно умных, активных (короче максимально полезных вам людей) кроме денег есть и другие существенные мотиваторы, которые можно и нужно активно задействовать.

1. Интересное дело

Если ваш проект интересен сам по себе и еще и в нем собрались интересные люди – это сильный мотиватор. Это вообще очень важно — чтобы работа была интересной и чтобы на нее хотелось идти.

2. Сильная миссия

Если ваш проект имеет сильную цель, миссию, это может мотивировать само по себе. Изменить мир к лучшему, решить сложную проблему, исправить существенную ошибку и т.д.

3. Потенциально большой масштаб бизнеса

Если потенциально ваш бизнес может выйти за пределы одного района или одного города и проект может иметь масштабы страны или даже мира, все это тоже большой мотиватор для работы.

4. Повышение личных компетенций

Если участие в проекте предполагает получение новых знаний, компетенций, новых возможностей для профессиональной реализации – это сильный мотиватор. Если проект дает редкую возможность получить или нарастить уникальные компетенции – вообще хорошо. Это тот багаж, который человеку понадобится в жизни в любом случае, даже если текущий бизнес не пойдет.

5. Амбиции и честолюбие

Если человек может реализовать свои амбиции (например, руководителя) – это для многих хороший мотиватор. Сюда же можно отнести то, что человек должен видеть, что к его мнению прислушиваются в команде, его решения принимаются лидером и другими участниками, что он реально влияет на бизнес и его развитие. И еще нужно учиться давать членам команды больше самостоятельности в принятии решений, использования определенных бюджетов и т.д.

6. Свободный график работы

Хотите повысить отдачу от команды – сделайте для всех ее членов свободный график работы. Работать от этого люди будут только больше, продуктивнее и с куда большей отдачей. Надо только ставить четкие задачи и дать возможность человеку самому решать, когда он будет заниматься их выполнением.

7. Мобильность

Еще один действенный способ повышения работоспособности команды и в тоже время мотивации – повысить ее мобильность. Как минимум, как только будет возможность, купите всем членам команды хорошие ноутбуки. Тогда работа будет «перемещаться» в пространстве вместе с человеком :). Плюс вы еще повысите лояльность, так как проявите дополнительную заботу.

8. Рабочее место

Создавайте людям нормальные условия труда. Нормальный офис с местом для обеда, для обсуждений и релаксации, удобный рабочий стол, аксессуары необходимые для работы, кухонные принадлежности и т.д. Все это сильно влияет на лояльность и мотивацию.

9. Совместный отдых

Делайте совместные неформальные вечера, празднуйте дни рождения и события, не забывайте о корпоративах на природе и в клубах. Все это сплочает людей и создает дополнительные горизонтальные связи в команде.

10. Совместная учеба и стратегические сессии

Периодически организовывайте с командой стратегические сессии, совместные походы на конференции, совместное обучение. Это во-первых вырывает из текучки дел, во- вторых расширяет сознание и компетенции, в третьих – сплочает команду.

11. Ввести в состав стейкхолдеров

Очень мощным мотиватором является ввод ключевых членов команды в состав собственников. Понятно, что делать это нужно только с самыми важными и проверенными участниками команды. Доля может быть и не большая, но после этого человек уже воспринимает дело как свое, меняется настрой и степень ответственности. На начальном этапе становления бизнеса подчас это единственный способ привлечь в проект супер-специалиста.

12. Дать процент с прибыли

Еще ключевых членов команд можно хорошо мотивировать, включив в зарплатно-бонусную формулу реальный процент с прибыли компании, пусть и совсем не большой. Но мотиватор это очень хороший, так как потенциально дает возможность человеку получать ненормированную и постоянно растущую зарплату. И он делает все возможное, чтобы увеличить свой вклад в совместное дело и повлиять на увеличение прибыли. Желаю вам удачи в создании сильных команд!Буду рад любой обратной связи дополнений и просто мыслей на эту тему!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *