Повышение юридической грамотности

Общение с ГИБДД: что почитать для повышения юридической грамотности?

Общение с сотрудниками ГИБДД включает в себя необходимость знания не только очевидных для этой ситуации ПДД, КоАП и регламента МВД, есть целый ряд изданий, которые «must have» – обязательны к прочтению и без них информации будет недостаточно. Но главное – это практика, можно сказать, периодическое «житьё» в теме и, конечно же, знание практики. Только это позволит идти в ногу с автоправом 2019 года. В статье приводим список источников для чтения, по которым (но не исчерпывающе) написаны статьи АвтоТонкостей, перечень, в составлении которого нам помогали автоюристы и просто эксперты области автоправа.

Это 3 «кита», которые дадут достойное повышение юридической грамотности. Ведь Ваша задача – не быть самым умным, а быть умнее инспектора или судьи, рассматривающего дело. Впрочем, не всё так однозначно – верх грамотности – это умение пользоваться тем инструментом, список которых мы приведём ниже.

Под общением с ГИБДД в данной статье мы понимаем все административные процедуры, ПДД, обжалование штрафов и отстаивание своих прав. В статью не включены такие отрасли автоправа, как ОСАГО, международное автомобильное движение, вопросы автокредита, и продажи и покупки машины с точки зрения потребительского права.

Вот эти 3 направления для повышения умения общаться с ГИБДД:

  • законодательные нормативно-правовые акты: ПДД, КоАП и другие (список того, что конкретно почитать, ниже),
  • обсуждение вопросов ситуаций в дорожном движении, процессуальных тонкостей,
  • ознакомление с судебной практикой правоприменения, с трендами в законодательстве.

Ниже приводим ссылки на нормативно-правовые акты (именно так называются все «законы», потому что некоторые из них официально не имеют статус законов, а, например, приказов, регламентов и прочих), актуальные на 2019 год.

Важно всегда читать только действующие редакции таких актов, так как они меняются достаточно быстро и часто.

Итак, обязательно нужно почитать и, что важно, в хронологическом порядке следующие нормативные акты.

Это основа основ – не зная очень хорошо этот подзаконный акт, Вы не сможете понять другие акты (и даже не увидите противоречия, а они есть). Правила дорожного движения – это, коротко говоря, перечень обязанностей водителей.

Что конкретно читать?

  • Главы с 1 по 23,
  • дорожные знаки,
  • разметку,
  • основные положения по допуску и перечень неисправностей автомобиле.

Важно понимать, что нужно также читать пункты, не относящиеся напрямую к водителям, даже если Вы бываете исключительно водителем. Это также важно, как нужно знать как ведёт себя враг, чтобы избежать его нападения…

По дорожным знакам и разметке лучше найти источник с иллюстрациями, нежели сайт Консультант Плюс, на который ведут ссылки выше.

Если Правила – это список обязанностей, то Административный кодекс – перечень того, что будет, если эти обязанности не выполнять. Но не только. КоАП содержит самое важное для умения правильно общаться с ГИБДД в 2019 году – порядок и нормы процессуальных процедур: обжалования штрафов, мер обеспечения, дополнительных административных мер полиции.

Вот только здесь читать придётся не одну неделю и для некоторых даже месяц – это достаточно объёмный материал для изучения.

  • и других правовых актов, регулирующих дорожное движение, с комментариями,
  • Главу 1 про основы административного права, презумпцию невиновности и почему она не работает в случае камер автофиксации, как работает закон во времени,
  • Главу 2 про базу ответственности,
  • Главу 3 о том, какие бывают санкции в КоАП,
  • Главу 4 о правилах наказаний, сроках и давности привлечения,
  • Статью 19.3 о неповиновении требованиям сотрудников МВД,
  • Статью 20.25 об уклонениях от наказания,
  • Разделы с 3 по 5 – это самый объёмный материал, но, только благодаря этому, Вы сможете узнать практически всё о рассмотрениях дел, документах и в целом об общении с сотрудниками ГИБДД и другими представителями исполнительной власти.

Ещё один не слишком большой правовой акт, но имеющий также высокий приоритет и много полезной информации для повышения юридической грамотности автомобилистов.

Читать здесь лучше всё «от корки до корки» – каждая статья имеет отношение к общению с ГИБДД.

Также важный документ, но читать его полностью не нужно, Вам достаточно будет глав с 1 по 5 включительно, а также главы 10 о методах контроля за полицейскими.

Это перечень указаний непосредственно для сотрудников ГИБДД (и полиции) при регулировании в том числе дорожного движения. Вопреки одному из мнений, что читать его для повышения грамотности не нужно, так как там всё предписано для инспекторов, можем смело заявить, что обязательно нужно, потому как если не знать обязанностей и ограничения прав сотрудников, то нет никакого смысла в общении с ГИБДД.

Сами пункты содержатся непосредственно в Административном регламенте, неправильно ссылаться именно на Приказ, как многие это делают ошибочно, потому что Приказ только вводит в действие этот самый регламент.

Читать текст регламента МВД.

Теперь приведём список нормативных актов, которые мы настоятельно рекомендуем прочитать, хотя, и без их знания на большинство вопросов Вы сможете ответить и урегулировать законно различные ситуации.

  • ФЗ О регистрации транспортных средств, который скоро вступит в силу, а также Приказ № 1001 о регистрации автомобилей в ГИБДД, действующий на 2019 год.
  • Техрегламент, регулирующий правила технической составляющей авто,
  • Приказ Минздрава №344Н о проведении медосвидетельствования водителей,
  • Постановление правительства №1097 о допуске к управлению и выдаче прав,
  • ФЗ о судебных приставах.

Также настоятельно рекомендуем прочитать Гражданский и Уголовный кодексы, но это уже достаточно углублённое и долгое изучение материала, хотя есть и важные тонкости в этих актах. Но всё же, чтобы не тратить месяцы и годы на чтение, лучше разбираться в них по обстоятельствам и конкретным вопросам.

Её тоже много – точнее, она практически бесконечна. В России на 2019 год сотни тысяч постановлений и решений судов по самым различным вопросам.

Судебная практика именно 2019 года необходима для того, чтобы понимать, как действует то, что Вы прочитали ранее – законные и подзаконные акты – в живом мире судей, принимающих решение по личному убеждению и на основе исследования всех материалов дела.

Это один из наиболее удобных для поиска и чтения сайт судебной практики. Обязательно воспользуйтесь формой поиска слева для поиска документов конкретно по общению с ГИБДД и по решениям и постановлениям в дорожном движении.

Форму поиска лучше настроить соответствующим образом:

  1. в разделе выбрать Верховный суд для чтения наиболее важных постановлений и решений, либо суды общей юрисдикции для поиска более частных дел,
  2. статья закона, если Вас интересует конкретный пункт или статья (например, для поиска всех дел по нарушениям пункта 10.1 ПДД, введите «10.1» и выберите появившуюся подсказку,
  3. даты документа лучше искать наиболее свежие 2019 года, но если Вы ищете материалы судебной практики по конкретной статье или пункту закона, то нужно смотреть, когда вступило в силу последнее изменение по этому пункту (это можно посмотреть на сайте Консультанта, для чего открыть полный документ (ссылка внизу оглавления) и нажать кнопку «Редакции».

Ещё одна база актов судебной практики с не менее удобным и гибким поиском по решениям и постановлениям.

Проблема с ним в том, что он иногда бывает недоступным.

Это уже несколько выходит за рамки простого прочтения, а даёт ещё и более интерактивную возможность стать более юридически грамотным автолюбителем. Ещё одно преимущество такого способа повышения грамотности в том, что, в отличие от изучения судебной практики и книг, Вы получаете по каждому вопросу более одного мнения, и, если где-то кто-то что-то упустил, то его дополнит другой эксперт.

На 2019 год существуют тысячи пабликов и форумов, и выбрать из них, действительно, достойный – живой и экспертный, достаточно сложно. Но таковые существуют, проверенные временем.

Сообщество Вконтакте Юридическая грамотность автомобилистов – пожалуй, лучшее сообщество, которое мы встречали. Здесь достаточно высокий средний уровень знаний участников. Большинство из них – практикующие автоюристы (впрочем, это вовсе не означает, что разбираются в теме автоправа они лучше других). Но, главное, в паблике высокая активность участников, ответа на вопрос не приходится долго ждать.

Если даже пропустить все вышеуказанные рекомендации к прочтению для повышения юридической грамотности, а просто «пожить» в группе от полугода, то можно стать довольно подкованным в вопросах общения с ГИБДД.

Более рекомендовать не можем, так как не пользовались и не проверяли среднюю компетентность участников. Другие живые форумы и сообщества Вы можете легко найти в Яндексе или Google.

Среди книг также можем порекомендовать только одну лучшую и проверенную лично командой АвтоТонкостей книгу – Юридическая грамотность автомобилистов автора Юрия Панченко.

В книге писатель – автор большого ряда статей об автоправе и учитель автошколы, отлично разбирающийся в множестве нормативных актов – освещает основные тонкости общения с ГИБДД и автомобильного законодательства с практической точки зрения.

Будьте внимательны, следите за актуальностью книги – автор её периодически обновляет в рамках изменений законодательства.

Правовая грамота

Профессиональная подготовка юристов — проблема конституционная. Отечественное юридическое образование который год, если не десятилетие, находится в перманентном состоянии реформирования.

Для всех очевидна необходимость его обновления, перехода к принципиально новым началам подготовки юристов XXI века. Но дискуссиям о путях и способах решения соответствующих проблем нет конца. Об ощутимых же результатах говорить пока, пожалуй, преждевременно.

Вуз неширокого профиля

Нельзя, конечно, не учитывать, что нынешние непростые проблемы отечественного юридического образования накапливались десятилетиями. Среди них, например, бурный рост числа юридических вузов, особенно негосударственных, и юридических факультетов в непрофильных вузах (педагогических, технических, медицинских). По данным Рособрнадзора, подготовку юридических кадров сегодня осуществляют 1211 высших образовательных учреждений, а во всем Союзе подготовку юристов осуществляли 52 вуза. И что это за новоиспеченные «юридические» вузы? Не имея надлежащей интеллектуальной и профессиональной основы, они компенсируют это громкими названиями своих учреждений и всевозможными рекламными посулами, надувательскими сказками об образовательных «ноу-хау», заниженными требованиями (не в плане финансовых условий!) при поступлении в такой «вуз» и еще более низкими требованиями при «обучении» и т. п.

Сегодня эти проблемы вызывают повышенное внимание и обеспокоенность со стороны руководства государства. Так, президент РФ Дмитрий Медведев констатировал «закритично высокое» количество юристов в стране, многие из которых не имеют необходимого уровня профессиональной подготовки, зачастую не могут найти себе работу, а если и находят, то, будучи «не до конца грамотными», создают «очень серьезный негативный эффект для всей нашей страны».

Конституция переходит на личности

Надо отдавать отчет, что обеспечение высокого уровня подготовки юридических кадров — это в конечном счете проблема конституционной безопасности. Причем в одинаковой мере — как общества и государства, так и каждой конкретной личности. Ведь конституционная безопасность есть не что иное, как состояние защищенности жизненных интересов личности, общества и государства на основе обеспечения верховенства права.

Государственная политика в сфере реформирования юридического образования должна быть конституционно выверенной, последовательной и системной, проводиться с опорой на национальные традиции высшей школы и в полной мере учитывать передовой зарубежный опыт.

Ее конституционное наполнение определяется не только закреплением в Конституции РФ основополагающих требований и гарантий в области образования (статья 43 Конституции РФ), но и фактическим конституционно-правовым содержанием профессиональной деятельности юриста, самим назначением представителей данной профессии как носителей и защитников конституционных ценностей нашего общества и государства, основных прав и свобод граждан.

С позиций конституционных требований необходимо подходить и к решению вопроса о том, каким должен быть профессиональный портрет выпускника юридического вуза и, соответственно, какой должна быть модель современного юриста.

При поиске ответа на этот вопрос нельзя не вспомнить, что исторически в России университеты и их юридические факультеты традиционно рассматривались главным поставщиком кадров высшей квалификации для государственного и хозяйственного управления. Уже первым Императорским Уставом 1804 года (который первоначально предназначался для Московского, а затем был распространен и на другие университеты) этим учебным заведениям в лице юридических факультетов вменялось в обязанность готовить кадры для различных сфер государственной и хозяйственной службы.

Коренным образом, причем в худшую сторону, изменилось положение дел в подготовке юридических кадров в советский период. В противоречие с общемировой тенденцией повышения ценности права и, соответственно, усиления роли юристов во всех сферах жизни у нас неуклонно сокращался удельный вес юристов, занятых в сфере управления и производства.

Свыше 64 процентов всех юридических кадров работали в тот период в правоохранительных органах, в то время как в других странах не менее 80 процентов юристов находят свое применение в «некриминальной» сфере (управление, экономика). Именно в этих условиях сложилась традиционная для нас «правоохранительно-криминальная» модель юриста как специалиста с высшим образованием, ориентированного на работу прежде всего в правоохранительных, карательных органах. Сейчас мы понимаем ущербность таких подходов к оценке роли юриста в обществе и государстве.

Не является выходом и обозначившееся в 90-е годы такое направление «декриминализации» юридического образования, как его переориентация на некую рыночно-цивилистическую, предпринимательскую модель. По меньшей мере каждый второй студент юридического вуза в этот период, совпавший с началом рыночных преобразований, желал стать банкиром или в крайнем случае юристом-предпринимателем. При наличии некоторых, бесспорно, позитивных моментов, связанных с преодолением господства правоохранительных ориентиров в профессиональной подготовке юристов, есть в этом и очевидные издержки. Цивилистическая модель неизбежно базируется в своей основе на приоритете частно-правовых ценностей, что ведет к дисбалансу в квалификационных характеристиках будущего юриста между частными и публичными ценностно-правовыми началами.

Юрист меняет специфику

Выход из этой ситуации — переход к конституционной модели юриста, что должно стать одной из фундаментальных задач современного реформирования юридического образования. В особой степени это важно для классического университетского юридического образования, для которого принципиально недопустим узкоотраслевой подход к подготовке юристов. Последним должны заниматься ведомственные юридические вузы, существующие в настоящее время более чем в десятке министерств и ведомств, как то: юридические учебные заведения системы МВД, прокуратуры, ФСБ, налоговой службы, минфина, минтранса и т. д.

Соответственно, классические отраслевые кафедры юридических вузов должны осознавать, что преподавание гражданского, уголовного, как любой другой отрасли, права должно основываться на конституционных ценностных началах, пронизывающих всю нашу правовую систему. Без конституционализации всего учебного процесса юридических вузов невозможна подготовка современного правоведа университетского (а не милицейского или иного узковедомственного) уровня.

Между тем анализ состояния юридического образования в России, а также оценка предложений по его совершенствованию позволяют сделать вывод, что конституционно-правовой составляющей в системе юридического образования не уделяется должного внимания.

Конституционный центр

Одним из важных условий успешного решения соответствующих задач является объединение усилий профессионалов, ученых и практиков, в частности под эгидой Ассоциации юристов России. В ее работе вполне оправданным было бы более активное участие как ученых-правоведов высшей школы, так и студентов юридических вузов, в том числе на основе коллективного членства в Ассоциации ведущих юридических вузов страны. Давно назрела также необходимость организационного объединения конституционалистов (ученых и практиков) в рамках Общероссийского союза конституционалистов. Создание такой профессиональной корпорации, равно как и ее включение в международное движение конституционалистов, находится в общем русле развития России как правового государства конституционной демократии. Это могло бы стать также шагом к решению еще одной важной проблемы — созданию национального Центра современного конституционализма как мощного общероссийского научно-исследовательского и методического учреждения. К его работе следует активно подключать прежде всего конституционалистов государств бывшего Союза ССР, имеющих общую конституционную историю и, хочется надеяться, не только прошлую историю. Местом пребывания центра могли бы стать Москва или Санкт-Петербург, а соучредителями и активными участниками наряду с Общероссийским союзом конституционалистов — Конституционный суд России, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина и, конечно, признанные юридические научно-образовательные учреждения России и стран СНГ.

Одним словом, конституционная составляющая профессиональной подготовки юристов имеет более важное и тонкое значение, чем порой бытующие «простые» подходы к преподаванию конституционного и других отраслей права на основе поиска «конституционных идеалов» за семью морями и отрицания конституционного пророка в собственном Отечестве.

Конституционный суд РФ:

190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.

Справочные телефоны приемной: (812) 404-33-11, (812) 404-31-99.

Электронная почта Конституционного суда РФ: ksrf@ksrf.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *