Уроки по системному администрированию

Я работаю системным администратором некоторой крупной системы управления клиническими испытаниями (CTMS), но имею банковское образование, все технические навыки необходимые для работы были приобретены мной самостоятельно и эту статью написал используя свой практический опыт становления системным администратором.

Системный администратор — это человек обслуживающий какую либо информационную систему, это может быть сеть компьютеров или различное ПО.

Обязанности сисадмина могут сильно разнится, но как правило они требует минимум продвинутого знания ПК, дальше уже идут ответвления в различные области, железо или работа с ПО, возможно даже участие в некоторых процессах по внедрению или созданию нового ПО.

Для работы по профессии системного администратора нужно развивать следующие навыки:

  1. Коммуникативность — как правило работа администратора это умение решать проблем связанные с типом «Человек-Машина» и часто проблема заключается не только в машине;
  2. Отличное знание ОС — конечно той в которой будете работать, вы должны чувствовать рабочую среду;
  3. Профильные навыки — это может быть железо, а может бухгалтерское ПО, зависит от того куда вы идете. Без опыта, лучше выбрать то место где будет уже освоенная вами специфика;
  4. Умение мастерски решать проблемы — это должна быть ваша фишка, если до чужих проблем вам нет дела, то лучше обратите внимание на другие технические специальности;

Этих базовых навыков должно вам хватить для прохождения собеседования на должность младшего системного администратора, вся последующая работа будет строится именно на них.

Буду лаконичен и уложу все советы в одну фразу:
Будьте хороши в том, что вы делаете, не ленитесь. Постепенно осваиваете свою область, найдите ее если ее нет, читайте статьи или книги которые помогут в этом, пробуйте что-то сами. Процесс обучения сильно ускорится если вы полюбите свое дело и будете к нему возвращаться каждый день.

Системное администрирование с нуля возможно, работодатель вполне может взять вас без опыта работы, хотя морально нужно подготовится к отказам, потому что будут. Природа отказов различна, не нужно на них зацикливаться, хотя и нужно брать на заметку, например я на первых собеседованиях перебивал своего рекрутера из HR, это мой прокол, и мне нужно было с ним совладать.

Специализации

1. Универсальный сисадмин

Такой человек занимается операционными системами (Linux, Windows Server, Sun Solaris, BSD и др.) и их службами.

2. Сисадмин с узкой специализацией

Сюда можно отнести и тех кто работает с базами данных, кластерами, сетями, и тех, кто работает с чем-то другим. Главное отличие от других сисадминов — работа над конкретными узкопрофильными задачами. Этим обычно занимаются бывшие универсалы, которые выросли и хотят заниматься чем-то конкретным. Кстати, зачастую, зарплаты выше, но могут возникнуть сложности, если у вас совсем уж узкая специализация.

3. Build/Release инженер/Configuration manager

Некогда сисадмины, которые перешли к работе с IDE и серверами. В их обязанности входит статический анализ, модульное тестирование, компиляция, тестирование, работа с репозиториями, настройка сервера. Это самые узкопрофильные специалисты, которые стоят много денег и всегда пользуются спросом.

В статье рассмотрена именно первая специализация, как первоначальная ступень начинающего сисадмина. Как известно, большинство важных компаний работают с системами Linux. На это есть свои причины, связанные ограничениями в скорости, нагрузке, прозрачности. Так что, всё, что написано ниже, про Linux.

Всего существует три вида Linux: Debian, RHEL, Slackware. Всё остальное произошло от них же. Есть мнение, что лучше всего начинать с Debian, мы так и сделаем. Ещё один важный момент: можете закрыть эту статью, пока не дотянете английский до минимального уровня, просто потому что вы будете никому не нужны.

Далее, в процессе чтения этой статьи вы будете получать задания, которые нужно последовательно выполнять. Ну и таким образом знакомиться с тем, как и что работает.

>Начинаем

Оговорка: не пытайтесь нигде поставить русский, потом могут быть проблемы.

Что должен знать и уметь системный администратор

Что должен знать и уметь системный администратор 5 (100%) 2 votes

Поговорим подробно о том, с чем приходится сталкиваться системному администратору, какими знаниями ему необходимо обладать

От новых технологий не получится никуда спрятаться, ими нужно научиться управлять и использовать как в бизнесе, так и в личных целях. Это не всегда получается быстро (и де­шево). ИТ-специалисту приходится изучать огромное количество материала и тестировать продукт перед его полным внедрением (если не приглашен интегратор), в нестандарт­ной ситуации подходить к реализации задачи творчески, ис­кать ответы в интернете и посещать всевозможные форумы.

Обязанности системного администратора можно разделить на две части: ежедневно выполняемые и нечасто используемые. Решение поставленных перед ним задач зависит от уровня подготовки, наличия средств автоматиза­ции изменения настроек, удобного управления какими-либо процессами и других факторов.

Погово­рим о нюансах и специфике работы в администрировании разных систем. Приведу перечень требований (задач), ко­торые стояли перед нами в течение нескольких лет, тем са­мым сделаем некий обзор работы, выполняемой системным администратором.

Задача 1. Отобразить на веб-странице наполненность папок, расположенных на FTP-севере (CentOS)

В основном для решения такого вопроса используются сис­темы мониторинга, в их функцию входит и предупреждение о заполненном месте указанного диска. Однако такие про­граммы не выдают информацию о пользователе и о типе файлов, и приходится искать вручную. В нашем случае был реализован рекурсивный поиск по папкам, в основе чего лежит применение языка Perl. Результат можно увидеть на рис. 1.

Требуются углубленные знания Linux-систем.

Задача 2. Умение работать удаленно

Так как у нас гибридная ИТ-инфраструктура, то подключение к разным серверам происходит разными способами: к Windows-серверам — по прото­колу RDP, используя программу Remote Desktop Connection Manager, а к Linux-серверам — по протоколу SSH, запуская Putty.

Задача 3. Отделить в браузере рабочие закладки от личных

Сервисы, имеющие веб-интерфейс, добавлялись в закладки браузера, которых становилось все больше и приходилось создавать отдельные группы для разделения между рабочи­ми и личными. Чтобы вынести рабочие закладки в другое место, решено было создать на корпоративном веб-сайте отдельную страницу для системных администраторов.

С каждой новой задачей страница быстрого перехода по сервиса раздувается, но остается удобной, так как ис­пользуются большие картинки с надписями (см. рис. 3).

Задача 4. Следить за версиями ОС Microsoft и ПО, применять необходимые обновления

Обновление ОС и ПО является немаловажной задачей. Ведь часто выходят обновления серверных и клиентских систем, которые помогают «залатать дыры» или улучшить функционал. С выходом новых версий необходимо спланировать действия, чтобы минимизировать затраты при простое биз­неса. Здесь нужно учитывать наличие свободного дисково­го пространства и занятость сервера пользовательскими приложениями, чтобы подгадать более выгодный момент для выполнения работ.

Требуются знания по настройке роли WSUS.

Задача 5. Осуществить переход в другой домен

Немало хлопот добавит переход в другой домен, так как дан­ная процедура очень и очень редкая, большое внимание при­дется уделить планированию. Основная проблема заключа­ется в переносе Active Directory, потому как мигрировать компьютеры, пользователей с паролями — это не тривиаль­ная задача, и средств автоматизации тут не так уж и много.

Процесс миграции можно описать так: разворачивается дополнительный сервер, затем роль AD DS, устанавлива­ются доверительные отношения между двумя лесами/до- менами, инсталлируется SQL-сервер, запускается прог­рамма Active Directory Migration Tool. которая позволяет осуществить миграцию пользователей между доменами. После этого на компьютерах пользователя ставится утили­та User Profile Wizard, с помощью которой переносится их профиль.

Требуются знания по администрированию DNS, Active Directory.

Задача 6. Отказаться от FTP-серверов на ОС Windows

В гибридной ИТ-инфраструктуре может возникнуть не­обходимость отказаться от общих папок и FTP-сервера на Windows-системах в пользу Linux-систем. Тут нужно пони­мать, как предоставляются пользователям права на файлы и папки.

Требуются знания по настройке Linux-систем.

Задача 7. Плановый переход на новые версии ОС Windows

Перевод клиентских машин на новые версии ОС может по­требовать немалых временных затрат ИТ-специалистов. Данный процесс можно автоматизировать и ускорить в не­сколько раз.

Для этого понадобится на сервере включить и настроить роль WDS, добавить туда эталонный образ свежеустановленной ОС и драйвера. Это поможет инсталлировать новые Windows-системы сразу на несколько компьютеров по сети, нажав всего лишь пару клавиш.

Чтобы получить дополнительные функции по автоматиза­ции процессов, удобно использовать MS SCCM, с помощью чего можно централизованно управлять скачиванием и установкой обновлений, инсталлированием операционных систем и приложений, подключаться к рабочему столу уда­ленного компьютера, учитывать лицензионное ПО, сравни­вать требуемые настройки с имеющимися, инвентаризиро­вать компьютерную технику и другое.

Требуются знания по настройке оолей DHCP. WDS.

Продолжение в следующей статье.

Практический курс для начинающих системных администраторов.

Кому подходит курс?

И начинающим, и людям с опытом. Курс поможет упорядочить знания и восполнить пробелы. Те, кто только входит в профессию, получат базовые знания и навыки, без воды и избыточной теории.

Что нужно для обучения:

Пройти курсы «Основы сетевых технологий» и «Основы виртуализации». Без этих знаний будет тяжело.

67 уроков
8 часов видео

30+ страниц
конспекта

18 домашних
заданий

Изучив курс вы сможете создать с нуля и поддерживать одноранговую компьютерную сеть (даже если пока не знаете разницу между коммутатором и маршрутизатором). Уже после первой главы вы сможете прочитать и истолковать вот такую схему сети:

Отзывы о курсе

Ранее этот курс входил в состав ныне архивного Базового курса Школы системного администратора.
На него много отзывов в группе ВКонтакте.

4 модуля, 67 обучающих видео, 18 домашних заданий — полное содержание курса ↓ ↓ ↓

Стоимость

Еще несколько дней, по вашим просьбам!
Скидка 50% с 15 по 20 марта включительно.

2500 рублей (≈ $38)

1250 рублей (≈ $19)

Оплата через Яндекс.Кассу

Если эта форма вам не подходит, то о других вариантах оплаты читайте в разделе Как купить.

Модуль 1. КОМАНДНАЯ СТРОКА.

16 видео, 6 домашних заданий.

Повторяем основы и начинаем практику.

В этой главе освежим знания о работе с файловой системой, например:

  • Как через командную строку создавать/удалять файлы и папки, в т. ч. по маске?
  • Как и зачем записывать результат выполнения команд в текстовый файл?

От простого перейдем к более сложному и интересному. Мы научимся:

  • Создавать цепочки команд, писать скрипты, и др.
  • Использовать утилиты для диагностики сети: nslookup, ping, pathping, ipconfig.
  • Выполнять простые задачи администрирования Windows, которые недоступны через графический интерфейс.

Так мы подготовимся к изучению следующей главы.

Модуль 2. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ WINDOWS.

28 видео, 9 домашних заданий.

В уроках разобраны операции, которые выполняет системный администратор в повседневной работе c Windows. Знакомимся с брандмауэром, диспетчером задач и реестром Windows.

После изучения главы вы сможете:

  • Установить Windows с флешки и с DVD.
  • Настроить одноранговую локальную сеть.
  • Создавать рабочие и домашние группы, вводить компьютер в состав домена.
  • Управлять пользователями, группами и профилями пользователей.
  • Работать с точками восстановления.
  • Подключать сетевые диски.
  • Подключать принтеры тремя разными способами.
  • Создавать сетевые папки и назначать права доступа к ним: запрет, только чтение или полные права.
  • Работать с локальной групповой политикой.
  • Работать с дисками.

Модуль 3. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОГО ПО.

Эта глава посвящена работе с программами, которые есть на любом или почти любом офисном компьютере. Вы изучите азы их администрирования: установку, настройку, создание резервных копий и разворачивание из копий.

Глава разделена на три большие темы.

Защита от вредоносного программного обеспечения.

В теме 5 видеоуроков, один из которых — практика настройки антивируса на примере антивируса Касперского.

Почтовые клиенты.

В теме 6 видеоуроков и 2 домашних задания.

Вы узнаете нюансами работы почтовых протоколов и познакомитесь с платным Microsoft Outlook и бесплатным клиентом Mozilla Thunderbird с позиции системного администратора.

Администрирование 1С.

В теме 7 видеоуроков, 1 домашнее задание и его видео-разбор.

Вы можете никогда не сталкиваться с 1С как пользователь, и не должны быть программистом 1С. Ваша задача понимать, что собой представляет 1С как продукт, какие есть варианты его установки, чем они отличаются друг от друга и в каких ситуациях уместен тот или иной вариант.

После изучения этой темы вы сможете: устанавливать платформу и конфигурации 1С, обновлять их; подключать 1С к базам данных; делать резервные копии и восстанавливать из них.

Модуль 4. УДАЛЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ.

4 видео с практическими заданиями.

Вы познакомитесь с тремя программами для удаленного администрирования:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *